Перед началом заседания представители «Ситима» продемонстрировали собравшимся тематический фильм, подробно рассказывающий о тех трудностях, с которыми практически ежедневно сталкиваются участники печатного рынка республики.
По окончании слушаний в Общественной палате генеральный директор медиагруппы «Ситим» Мария Христофорова дала интернет-журналу PlanetaSMI.RU расширенное интервью.
- История медиагруппы «Ситим» началась с воссоздания легендарных брендов СМИ Якутии. Первой в 2003 г. была возрождена газета «Молодежь Якутии», основанная в 1958 г. — в начале первой индустриализации Севера. В 2004 г. медиагруппа начала проект возрождения легендарной газеты «Кыым» («Искра»), основанной 1921 г. как предвестник образования Якутской республики. Начав с нуля, газета достигла 35-тысячного тиража. Самым титулованным изданием «Ситима» является газета «Кыым». На Международном фестивале журналистов «Дагомыс-2007» газета заняла III место среди областных, краевых и республиканских газет России, была объявлена «Газетой года-2008» Республики Саха (Якутия). «Кыым» по итогам 2009 г. стала победителем среди газет России, издающихся на национальных языках; названа лауреатом премии Национальной тиражной службы «Тираж — рекорд года — 2009». По итогам 2010-2012 гг. еще три издания «Ситима» — журнал «Хатан», газета «Спорт Якутии» и альманах «Курулгэн» — стали лауреатами этой премии. «Ситим» — лауреат Национальной премии «Серебряный лучник», премии «Благое дело» Деловой России. Генеральный директор Мария Христофорова — лауреат премии «Медиаменеджер России — 2012». «Курулгэн», «Хатан», «Спорт Якутии» стали лауреатами премии «Тираж — рекорд года — 2013»; «Хатан», «Бэлэм Буол+», «Спорт Якутии» — премии «Тираж — рекорд года — 2015».
Мария Христофорова
— Мария Николаевна, 21 апреля вы выступали на инициированном вами же слушании в Общественной палате РФ, посвященном вопросу доступности печатных СМИ. Что вас побудило поднять этот вопрос на столь высоком уровне?
— Печатные издания сопровождают человека на всем пути его жизни, начиная с детства. Как только мы начинаем учиться читать в нашу жизнь входят детские журналы; становясь взрослее и смышленее, мы тянемся к более осмысленной информация. Читая, мы познаем мир и историю, учимся размышлять и анализировать. Как издатель, работающий в том числе и в удаленных регионах страны, могу заверить: есть очень много людей, для которых печатные СМИ до сих пор остаются единственным источником достоверной информации. К ним, в нашем случае, относятся жители удаленных улусов — люди небогатые, не имеющие высоких доходов. Между тем, до последнего времени они являлись активными подписчиками, в том числе на издания медиагруппы «Ситим». Эти люди предпочитают не дорогие газеты и журналы, выписывают районные, региональные издания, центральную прессу.
Как вам, Евгения, известно, в 2014 году «Почта России» была лишена субсидий на доставку подписной периодики. После их отмены по итогам 2014-го года количество подписчиков по всей стране снизилось на 40%! А по прогнозам Минкомсвязи, не исключено, что по итогам 2015 года количество печатных СМИ снизится еще на 40%. Рынок печати семимильными шагами катится вниз! Столь катастрофичное положение прессы и побудило нас инициировать слушания в Общественной палате.
— А как повышение тарифов сказалось именно на ваших издания?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, замечу: все издания, выпускаемые медиагруппой «Ситим», имеют социальную направленность. Одни рассчитаны на детскую аудиторию и молодежь, другие являются литературными альманахами. Кроме этого, с позапрошлого года мы начали издавать издания на национальном языке, например замечательную детско-юношескую газету «Бэлэм буол+», которая выходит на трех языках: якутском, русском и английском. Мы хотим, чтобы наши дети росли высокоразвитыми, разносторонними людьми, чтобы они чувствовать себя комфортно и в России, и за рубежом, чтобы они гордились своим родным языком и знали его.
Всего в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 345 средств массовой информации, из них печатных — 266. Несмотря на то, что численность населения республики менее миллиона человек, наш регион один из самых читающих в России! Здесь, до последнего времени успешно издавались 156 газет, 101 журнал, три бюллетеня, два альманаха и четыре сборника. Из перечисленного количества, пять журналов и пять газет издаются группой «Ситим».
2014 год стал Рубиконом для местного рынка прессы. Многие из издателей были уверены, что вообще не переживут его... А причина этого — удорожание подписки, возникшее следом за отменой госсубсидий на ее доставку подписки. Медиагруппа «Ситим» почувствовала этот удар сильнее остальных: дело в том, что 43% от всего подписного объема в регионе приходится на выпускаемые нами издания. Теперь понимаете, какой удар по нам нанесли произошедшие в системе подписки изменения и бесконечные эксперименты с доставочными тарифами?!
Рисунок 1
Источник: медиагруппа «Ситим»
— У вас есть данные по динамике подписки на республиканские СМИ?
— Конечно! Начиная с 2004 года, якутские СМИ добились высоких результатов в расширении географии распространения — с 59 245 экз. в 2004 году до 152 500 экз. в 2013 году. Увеличение в три раза! Мы активно работали над популяризацией чтения, над повышением доступности прессы, над привлечением молодежи к чтению. И вот, по итогам 2014 года, после резкого повышения доставочных тарифов, подписка на республиканские СМИ по сравнению с 2013 годом снизилась на 14,2% .
Если посмотреть на рост тарифов ФГУП «Почта России» в подписной цене на примере изданий медиагруппы «Ситим», то картина получится следующая. Во втором полугодии 2013 года, по сравнению с первым полугодием того же года, тарифы повысились в среднем на 30%. В первом полугодии 2014 года было падение, и мы даже подумали, что ситуация наконец-то стабилизировалась, не тут-то было: во втором полугодии 2014 года цены поднялись на 92%! Вы понимаете, что такое задрать тарифы на 92%? Да еще нам, издателям, об этом объявляют менее чем за полмесяца. Но и это еще не все: в первом полугодии 2015 года — рост тарифа еще до 114%; во втором — на 110%. Вот уж точно — аппетит приходит во время еды. И при этом не прослеживается никакой логики, словно кто-то там наверху просто не с той ноги встал и эти тарифы выдумал.
Рисунок 2
Источник: медиагруппа «Ситим»
Если рассматривать рост тарифов «Почты России» на доставку в разрезе тарифных зон — по I, II и III зонам, в последнюю из которых входит наша многострадальная Арктика, — то стоимость услуг связи здесь, начиная с первого полугодия 2013 года по первое полугодие 2015 года, выросла в 2,1 раза.
Рисунок 3
Источник: медиагруппа «Ситим»
Динамика подписки по отдельным регионам также неутешительна. Например, в Хабаровском крае и Иркутской области, которые также входят в III тарифную зону, по сравнению с 2011 годом подписка в 2014 году снизилась на 22%. При формировании тарифов на услуги по приему заказов на подписку и доставку газет и журналов для II и III зон к основному тарифу Хабаровского края применяется повышающий коэффициент, который в III зоне составляет 1,88.
Больше всего душа у нас, издателей, болит именно за третью зону, за наши арктические территории…
Рисунок 4
Источник: медиагруппа «Ситим»
На сравнительном анализе динамики общей подписки в Республике Саха (Якутия) за период с 2004-го по 2014-й год видно, как рос наш рынок в послекризисный период. Только представьте, сколько сил, сколько труда в это было вложено! И что же теперь? С учетом повышения тарифов во втором полугодии 2015 года, подписка на периодическую печать в Якутии может упасть еще на 30-40%.
Рисунок 5
Источник: медиагруппа «Ситим»
Раньше, учитывая, что во втором полугодии объем подписки объективно снижался всегда на 20%, повышение тарифов производили только один раз в год — в первом полугодии. А теперь каждое полугодие, да еще как! После повышения почтовых услуг во втором полугодии 2013 года подписка на издания медиагруппы «Ситим» снизилась на 26,7%. А по итогам подписки 2014 года, когда почтовые услуги выросли еще на 53%, падение составило уже 41,4%. Сегодня очевидно, что работа, проделанная нашей медиагруппой за последние десять лет, за каких-то полгода откинута на пять лет назад... Кто возместит эти убытки?..
— Вы несколько раз упомянули, что от повышения тарифов больше всего страдают подписчики III зоны. Расскажите о ней.
— Да, после повышения тарифов «Почты России» больше всех страдает население, проживающее в так называемой III тарифной зоне. По принципу территориального зонирования к III зоне отнесены: Республика Саха (Якутия) — 14 районов, Иркутская область и Камчатский край — по четыре района, Хабаровский край — семь районов. Это в основном населенные пункты компактного проживания малочисленных народов Севера и Сибири, находящиеся далеко от региональных центров. В них проживает 206 717 человек, из них малочисленных народов Севера — около 23 000 человек. Вот кого обирают те, кто лишил людей возможности подписываться по приемлемым ценам и принял решение о ликвидации субсидий!
Я бы очень хотела, чтобы профильные ведомства и правительство, при решении вопросов информационной безопасности страны и повышении доступности прессы, обратили внимание на проблемы национальных СМИ и чаяния людей, проживающих в III тарифной зоне. У этой зоны абсолютно унизительное положение! Ее жителям и так приходится бесконечно трудно в сложных условиях Арктического региона! Здесь проблемы с продуктами, с товарами первой необходимости, а теперь этих людей еще лишают чтения! Именно «лишают», так как по новым тарифам обычные селяне подписываться просто не могут — им неоткуда взять лишние 3-4 тыс. рублей на оформление подписки. Газеты для них становятся роскошью. Почему об этом не думают на государственном уровне?
— А у вас самих есть предложения? Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию?
— Чтобы восстановить институт подписки и доверие читателей, проживающих в III зоне, в удаленных районах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, необходимо пересмотреть принцип территориального зонирования, уравнять тариф III зоны с уровнем II зоны, снизить тарифы до уровня 2013 года и заморозить их на пять лет, установить контрольный срок доставки периодических изданий в районы II и III зон: для газет — два дня со дня выхода, для журналов — две недели.
Наш президент, Владимир Владимирович Путин, в послании Федеральному собранию в 2013 году назвал подъем Сибири и Дальнего Востока национальным приоритетом России на все текущие столетие. Кроме того, он неоднократно обращал внимание на необходимость поддержки региональных СМИ и повышение доступности печатных изданий. В Республике Саха (Якутия) повышение тарифов особенно затронуло именно III тарифную зону — в течение последних 20 лет в арктических районах институт подписки практически развалился. Наметившийся с 2007 года рост подписки, в т.ч. в арктических районах, с 2013 года обратно скатился до показателей десятилетней давности. Запредельное повышение доставочных тарифов III зоне может фактически убить систему информационного обеспечения населения расположенных здесь районов. А это уже — нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан на свободный доступ к информации и приобщение к ценностям российской и мировой культуры.
Евгения Трушина