Журналистика – это не стенография, а лучшая из доступных версий правды, говорит известный американский журналист Карл Бернстин, работавший долгое время в The Washington Post и знаменитый своими публикациями по Уотергейтскому делу.

Однако, к сожалению, сейчас люди перестали верить журналистам. Согласно исследованию, которое на Европейском газетном конгрессе, состоявшемся в начале мая в Вене, озвучил Ульрик Хаагерупа, датский журналист и руководитель DR News, по уровню доверия населения на первом месте находятся медсестры, на втором – врачи, на третьем – полицейские, далее идут учителя, водители грузовиков, банковские консультанты, таксисты и только потом журналисты. Меньше уровень доверия только у продавцов автомобилей, политиков и политтехнологов.

Только плохие новости – хорошие новости?

Почему так произошло? Что изменилось в существующей парадигме вещей? По мнению Ульрика Хаагерупа, дело в том, что СМИ сосредоточились на негативе, от которого общество очень устало. Этой болезнью заражены выпуски новостей, первые полосы газет, развороты журналов по всему миру. Как говорил Стив Джобс Руперту Мердоку за 13 месяцев до закрытия The News of World, сейчас центральный вопрос не в том, демократ вы или либерал, а в том, на какой вы стороне, как мыслите – конструктивно или деструктивно. Современные медиа фокусируются на историях страданий, поток новостей полон негатива, а это рождает апатию и страх в обществе и может привести к тому, что люди не только перестанут воспринимать медиа в качестве источника новостей, но и полностью отойдут от участия в важных общественных дискуссиях.

Уже на первом семестре студентам в датских школах медиа и журналистики говорят о том, что если после вашего сюжета или новости никто не злится, значит, это не журналистика, а реклама.

«Что мы сегодня видим в новостях? Хорошая история – это плохая история», – говорит Ульрик Хаагеруп и приводит в пример один из выпусков вечерних новостей на датском телеканале 5 сентября 2014 года. Он начался с сюжета о террористах в Дании, затем рассказывалось об инциденте со стрельбой в Копенгагене, потом шел сюжет о том, что недавно запущенные региональные поезда никогда не прибывают по расписанию. Завершилось все сюжетами о забастовке водителей автобусов, похищении и насилии над женщинами, а также о том, что гигантский механический паук навел ужас на жителей Ливерпуля. И даже в прогнозе погоды не было оптимизма – дожди продолжаются!

И мы поняли, что так дальше нельзя, рассказывает он, надо меняться, нужно вносить изменения в критерии «хорошие новости». Люди устали от негатива, они хотят видеть истории успеха, новые идеи изменений, им нужно вдохновение для принятия решений, истории, которые фокусируются на том, как выйти из сложных ситуаций, на людях, которые смогли что-то сделать. «Наши новые вопросы: «В чем ваша идея?», «Где возможное решение?», «Чему мы можем научиться у вас?», «Если другие люди могут, почему не можем мы?» И посмотрите, как теперь выглядят наши выпуски новостей: разработан новый план по прекращению террора в Сирии, конкретные шаги для сохранения доверия к налоговой системе, миллионы долларов – на научные исследования в университетах, еще больше денег выделяется на лечение больных раком. И это работает. Нашим новым брендам TV Avisen, Radioavisen и Orientering сейчас доверяют больше всего датчан. Мы занимаем самую большую долю рынка, онлайн и мобильная версия изданий растет на 10% в год», – говорит Ульрик Хаагеруп.

Рынок переориентируется. Digital first

Падение читательского интереса и сокращение тиражей стало основной негативной тенденцией современного мира печатной прессы. По мнению делегатов конгресса, в отношении печати должна произойти культурная революция, важно изменить отношение к газетному бизнесу. Перед отраслью стоит много вызовов. Но в любом случае качественная журналистика – это то, ради чего люди покупают и читают газеты вне зависимости от носителя.

В мобильных средах обычная интернет-страница может быть выведена на любой носитель, перед печатью у онлайна несомненное преимущество в возможности немедленной оперативной публикации информации.

Хейко Шерер из немецкой компании Clapp, занимающейся разработкой мобильных приложений, отмечает, что как бы ни сопротивлялись издатели печатных версий новым трендам, смартфоны и планшеты скоро станут самым популярным носителем информации. Более того, даже новости на циферблате часов станут обычным делом.

Как рассказали Эндрю Фелпс и Адам Эллик из The New York Times, к ним обратились представители компании Apple с предложением подумать о том, как могут отображаться новости на экране Apple Watch. В результате совместной работы родилось успешное решение. Самым большим его успехом они назвали письмо одного из своих читателей: «Вы разработали этот формат еще до того, как я узнал, что он мне нужен!»

На конгрессе много внимания было уделено и финансовой стороне медиабизнеса. Многие делегаты говорили о том, что в европейских изданиях доход от размещения платного контента начинает опережать по объемам доход от рекламы. Все еще актуальным остается вопрос восприятия рекламы. Реклама на таких носителях, как смартфоны и часы, в силу ограниченности места воспринимается нервно и затрудняет монетизацию. Возможно, помочь в этом вопросе сможет Google, который недавно подписал договоры с рядом европейских газетных конгломератов с целью помочь им зарабатывать больше денег в интернете. Google обещает вложить $160 млн в новые цифровые проекты, связанные с усовершенствованием продвижения рекламы и разработкой новых новостных приложений.

Оптимистично для медиаменеджеров прозвучали цифры, приведенные Хейко Шерером. В 2000 году для того чтобы привлечь 1 млн пользователей, требовались инвестиции в размере $10 млн и штат из 100 сотрудников. Сегодня же 1 млн вложенных инвестиций и 10 человек команды могут привлечь 10 млн пользователей. Есть и совсем уникальные случаи. Например, приложение Yo, созданное одним человеком без каких-либо инвестиций, привлекло 1 млн пользователей.

Разрушение стереотипов

И еще о нескольких интересных трендах. Вопреки сложившемуся представлению о том, что длинные истории никому не интересны, лонгриды все еще остаются актуальными. Возможно, их читают не на бегу утром и не на смартфонах, но, согласно озвученной статистике, 50% людей дочитывают их до конца.

Не все так плохо, газеты все равно читают, и даже молодые люди. Например, Марсель Колер из издания 20 Minuten, рассказал, что в Дании такой показатель, как читатель на экземпляр составляет 4. Хорошим показателем считается, если один экземпляр газеты читают 3 человека.

В Европе все более популярной становится дата-журналистика, рассказывающая о том, как статистика превращается в историю. При этом важной становится визуальная часть повествования, комбинируется текст, и инфографика, в онлайне подключается даже мультипликация. Важны атмосферные фото, которые позволяют оттенить контент, ведь любую историю можно рассказать не только словами.

Виктория Говоркова

Источник: Капитал

Оригинальный заголовок: Почему люди перестали верить журналистам?

Похожие новости: Летят утки