Дмитрий Мартынов, президент АРПП
Мы решили оттолкнуться от слов президента. В марте он говорил, что важно задействовать экономику, промышленность, а также простимулировать занятость. Мы подумали, что можем сделать в нашем сегменте. Произвели расчеты, и выяснили, что даже при таких тяжелых условиях, как нынешние, объем рынка можно увеличить в 2-2,5 раза. Увеличение объема рынка даст поступление в налоговый бюджет, причем и от типографий, и от издателей, и от распространителей.
Как мы планируем этого достичь? Опять-таки, опираясь на слова нашего президента о том, что необходимо снимать административные барьеры, которые ограничивают развитие бизнеса. Наши эксперты рассчитали, что будет, если снять барьеры, которые выстраивались на протяжении последних 15 лет.
В Москве есть около тысячи выходов из метро. В начале 2000-х от них были убраны киоски с прессой. Также киоски были убраны с остановок. К чему это привело? К тому, что на данный момент только 15% киосков находятся в зонах с высокой проходимостью. А расположение для розницы очень важно, от него напрямую зависит объем продаж. В силу того, что Москва - это очень большой город, то ему необходимы разные форматы розницы. Мы разработали 11 форматов, которые подойдут как для крупных, так и для маленьких точек продаж. Сегодня очень много отрицательных эмоций вызывает неопрятный вид ручников и лотков, на которых выложена печатная пресса. Эксперты АРПП предложили заменить ручники и лотки на киоски, которые бы подходили по формату для каждого конкретного места. Если место ограничено, то можно поставить маленькие киоски, как, например, в Нью-Йорке, где очень узкие тротуары. Там, где место позволяет, можно установить мультимедийные павильоны, где будут реализовываться не только газеты и журналы, но и книги. У книжных магазинов сейчас тоже большие проблемы, - теперь их меньше, чем в царской России. Раньше в Москве были такие павильоны, некоторые из них были установлены у метро. На сегодняшний день большинство из них тоже ликвидированы. Но пресса и книги всегда хорошо продавались вместе, поэтому эта модель крайне эффективна.
Отрадно то, что участники рынка готовы развивать эту модель сами, а не на средства города, потому как окупаемость при всех условиях будет быстрой, а прибыль - высокой. Однако необходимо вернуться к тем условиям договора аренды, который будет заключаться не менее чем на 5 лет, льготных арендных ставках, льготных тарифах. В точках розницы будет не менее 50% прессы, а все остальное подберется согласно нуждам потребителей
Татьяна Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга "Консалт-центр"
Годовой объем ручной торговли оценивается примерно 0,5 млрд рублей в год. На остальные объекты прессы приходится объем порядка 7,0-7,7 млрд рублей в год. Объем рынка планируется увеличить в 2-2,5 раза за счет увеличения количества объектов на территории Москвы во всех сегментах рынка. При нынешней дислокации объектов розничной продажи прессы объем московского розничного сегмента оценивается в 13,5 млрд рублей в год. На киоски приходиться около 4,1 млрд рублей в год, на ручников, пресс-стенды и лотки - около 0,9 млрд рублей, на объекты прессы в подуличном пространстве - 0,8 млрд рублей. Остальной объем прессы в розницу - около 5,2 млрд рублей в год - реализуется через сети FMCG, торговые точки в зонах ж.д. вокзалов и ТПУ через магазины прессы в торговых и бизнес-центрах. К 2020 году мы планируем увеличить объем прибыли розничной продажи прессы на 140% за счет увеличения количества объектов розничной продажи прессы в шаговой доступности, и за счет увеличения количества объектов прессы в местах высокого трафика пассажиров/пешеходов. Таким образом мы сможем обеспечить еще и импульсную покупку прессы.
Татьяна Паршкова, исполнительный директор "Союза столичных предпринимателей"
Правительством РФ принято решение отложить разрешение ситуации до подведения итогов 2015 года, и после этого должны были быть установлены киоски нового образца. 27 марта мы узнали, что киоски все-таки будут сносить. Однако альтернативы нам представлено не было.
Причины демонтажа киосков надуманны: власти списывают на то, что они мешают уборке территории. Но банальное наблюдение доказывает,что они совершенно не мешают ни поливальным машинам, ни любой другой уборочной технике. Кроме того, за чистотой вокруг киоска следят сами киоскеры.
С момента начала крымских событий у всех политических изданий начался резкий рост тиражей, при том что остальная печатная пресса демонстрирует их спад. Поэтому очень важно наладить розничную продажу печатной прессы, чтобы удовлетворить эту потребность читателей.
Герман Баринов, генеральный директор "Ариа-АИФ"
Сейчас мы нерационально используем городскую среду. Мы можем наблюдать яркий пример в метрополитене Санкт-Петербурга, где почти на каждой станции установлены павильоны с прессой, и на метрополитен приходится существенная часть ее прибыли. В Москве в два раза больше станций, и в два раза больше пассажиропоток. При этом прессы возле метро в Москве продается минимальное количество.
Необходимо уделить больше внимания распространению прессы в метро. Мы проводили опросы жителей Москвы и Санкт-Петербурга, и они показывают, что люди хотели бы приобретать газеты и сопутствующие товары в метро. Но с метрополитеном у нас нет никаких связей и обсуждений.
Валентина Полуказакова, генеральный директор "Липецк-Роспечать"
Липецкая область занимает второе место по количеству газет на душу населения. Зарабатывать на прессе можно, если не бояться брать на себя ответственность. Мы реализуем концепцию «единый киоск» - все киоски находятся под одним брендом, вне зависимости от того, где находятся: в городе или в отдаленном поселке. Оформление, цены и выкладка также одинаковы. «Липецк-Роспечать» содержит даже убыточные киоски в отдаленных районах, чтобы их жители не оказались совсем без прессы. Работники торговой сети получают белую зарплату, соцпакет и бонусы от продаж, причем продажа газет и журналов дает большую прибавку, чем продажа сопутствующих товаров.
Александр Чекшин, генеральный директор газеты "Вечерняя Москва"
Мы приветствуем любую активность со стороны сообщества. Рынок этот давно раздроблен, и хотелось бы, чтобы кто-то наконец взялся за его регулирование. Регулируют обычно либо какие-то внешние факторы, либо самоорганизация отрасли. Самоорганизации отрасли распространения печатной продукции, к сожалению, нет. Значит, кто-то должен ей помочь, с учетом пожеланий города и издателей. Хочется, чтобы пресса не страдала, и чтобы киоски не закрывались, и чтобы люди не оставались без работы.
АРПП, как и любая организация, - это некая «политическая» структура, в которой распространители пытаются решить свои проблемы. Но поскольку на рынке существует конкуренция. На уровне АРПП я никогда не слышал диалога, который бы приводил к решению каких-то вопросов, так же как и на ее заседаниях. Получается какая-то PR-акция: много шума, под который можно решать какие-то свои вопросы. До того момента, когда ситуация с рынком печатной прессы окончательно не обострилась, никакого диалога между издателями, распространителями и городом никогда не было.
Источник: Новости СМИ