Спор о том, умрут ли печатные СМИ под напором интернета, стар, как и сам мир цифровых технологий. Ни одна конференция, ни один слет представителей медийного рынка не обходится без обсуждения постепенного, но неумолимого перехода печатных СМИ в онлайн.
Многие представители «старой» журналистской школы воспринимают эту тему крайне болезненно, полагая, что регулярное падение тиражей все равно не приведет к полному исчезновению рынка печатных газет и журналов. Однако если СМИ — это твой бизнес, данный вопрос не находится в плоскости лирических и ностальгических рассуждений. Есть такие понятия, как тираж, востребованность, окупаемость, прибыль, рекламные бюджеты и так далее. Исходя из этих показателей, принимаются решения о целесообразности сохранения или сокращения печатных версий того или иного издания.
Больше года назад я возглавил холдинг «Пронто Медиа», а в начале февраля 2015 года мы официально сообщили о закрытии московской печатной версии газеты «Из рук руки». Мы видели, что тренд падения печати существует, особенно в Москве, и рентабельность газеты «Из рук в руки» уходит в негативную плоскость.
Мы четко понимали: чтобы выиграть завтра, нам нужно что-то менять уже сегодня. Но одного понимания было мало, у холдинга есть акционеры, которые приобретали газету на этапе, когда сайт находился ещё в зачаточном состоянии. Основная выручка всегда приходилась на печатную версию, а переход в digital-формат требовал дополнительных инвестиций и грозил потерей реальной прибыли. В первую очередь, перед менеджментом компании возник вопрос окупаемости и рентабельности нового проекта, соответственно, появилась задача аргументированно доказать и обосновать акционерам правильность выбранного нами решения.
Мы провели подробный анализ сложившейся ситуации и решили в успешных регионах развивать принт по системе франчайзинга, а в Москве и Санкт-Петербурге полностью отказаться от него в силу нерентабельности. Тираж газеты снижался достаточно давно, это был постоянный процесс. Дойдя до максимума 5 лет назад, он начал потихоньку уменьшаться.
Согласно статистике TNS Россия, в 2012 году средняя аудитория одного номера «Из рук в руки» составляла 3 242,9 тысяч человек по России и 138,9 тысяч человек в Москве, но уже к 2013 году эти показатели резко сократились до 1 987,2 тысячи человек по России и 87,1 тысяч человек в Москве. Что касается выручки, то в 2013 году по России она составляла 2,381 млрд рублей, а в 2014 году 1,794 млрд рублей, то есть за год падение достигло 25%.
При этом доля печатной версии среди активов холдинга в 2014 году варьировалась от 47% до 56%. Опыт коллег по цеху, таких как Newsweek, доказывал, что если вовремя не отказаться от печатных активов, они могут стать убыточными. В результате, сомнений ни у кого не осталось, и акционеры единогласно поддержали идею о плавном переходе в цифровой формат.
Нельзя сказать, что процесс перехода был резким и шокирующим. Сайт газеты был запущен ещё в 1997 году, в 2005 году сервис «Из рук в руки» стал доступен онлайн в полном объеме, и в течение нескольких лет плавно наращивал аудиторию.
«Из рук в руки» всегда ассоциировалась со старшим поколением, и запуск digital-формата помог постепенно привлечь более молодую аудиторию. Главная проблема состояла в том, как определить, в каких регионах печатная версия актуальнее интернета, и где резкий переход в цифровой формат просто отпугнет постоянных читателей.
Кроме того, новую бизнес-модель было трудно интегрировать в региональные реалии: зачастую там работают люди, которые привыкли продавать рекламу в газету, а не в цифровой формат. В конечном счете, мы смогли урегулировать этот вопрос и сделать рабочий процесс комфортным для всех.
С коллективом, безусловно, все было на порядок сложнее. Часть ДНК редакции «Из рук в руки» была прочно впаяна в печатный формат, но необходимость развиваться и двигаться вперед вселяла в нас уверенность, что мы выбрали правильное направление. Значительную часть редакции пришлось сократить, поскольку работать в digital-формате по аналогии с печатью просто невозможно.
Нам были необходимы свежие идеи и новое понимание рабочего процесса, поэтому мы полностью сменили топ-менеджмент и часть команды. Мы заранее уведомили коллектив обо всех изменениях, но в эмоциональном плане сложнее всего было попрощаться с сотрудниками из старой эпохи. Перед финальным этапом реструктуризации мы разработали новую стратегию, сделали общее собрание, объяснили целесообразность своих действий, донесли до коллектива, что у нас есть четкое понимание, в какую сторону необходимо двигаться и по какому плану работать дальше.
На данный момент мы находимся в переходной фазе. По данным АКАР, в 3 квартале 2014 года по сравнению со вторым кварталом 2014 года рынок интернет-рекламы (медийная реклама и контекстная реклама) упал на 3%. В то же время выручка «Из рук в руки» по интернет-рекламе выросла на 7%, и в целом онлайн-проекты холдинга (IRR.ru и JOB.ru) выросли на 7%. При этом чистая прибыль от реализации проекта «Из рук в руки» в период с 2013 по 2014 сократилась почти на 25%. Это серьезные показатели, но именно они побудили нас форсировать давно намечавшийся переход в digital-формат.
Мы уже запустили ряд нововведений, призванных оптимизировать работу холдинга. Издержки были сокращены на 30%, стартовала новая рекламная кампания, штат команды call-центра был значительно увеличен и переведен в единый офис в Тамбове. На данный момент количество ежемесячных звонков увеличилось на 16% по сравнению с показателями конца 2014 года.
При этом мы видим стабильный рост количества объявлений на интернет-порталах холдинга, к примеру, количество объявлений по теме недвижимости на сайте «Из рук в руки» за первый квартал 2015 года выросло на 40%. Мы сумели выстроить новый формат организационной структуры, расширили региональное присутствие, реорганизовали финансовый блок и выстроили систему продаж.
Наша компания на рынке уже 22 года, и на самом деле, не существует методов, которые помогли бы кардинально изменить её в лучшую сторону всего за несколько месяцев. Это кропотливый и долговременный процесс, который мы четко выстроили в теории и теперь постепенно осуществляем на практике. Из ближайших планов: переход на работу по франшизе в 22 регионах, планомерное улучшение функциональности и юзабилити сайта, а также развитие мобильных приложений.
Источник: Цукерберг Позвонит
Оригинальный заголовок: Николас Дадиани о смерти печатной прессы и сложностях перехода «Из рук в руки» в digital-формат
Похожие новости: Компания «Пронто-Москва» готова работать на условиях закона об иностранных капиталахмесяцам тюрьмы