Почта России создает свое подписное агентство и расширяет розничные продажи изданий

Как увеличить тиражи газет и журналов? Когда читатели получат возможность подписать родных и друзей, живущих в другом регионе? Почему так мало изданий представлено на прилавках супермаркетов? Эти и другие вопросы были подняты на прямой линии, которая состоялась во вторник, 19 мая, в редакции "Московского комсомольца".

Говорили и о проводимой сейчас Всероссийской декаде подписки. Напомним, что с 14 по 23 мая клиенты Почты России могут оформить подписку на любимые издания по сниженным ценам. В период Всероссийской декады подписки Почта России дополнительно к скидкам издательств снижает цену на доставку: на 5% — для федеральных и на 10% — для региональных и местных СМИ.

МК приводит самые важные и интересные фрагменты прямой линии.

На вопросы издателей отвечали:

· Дубинская Софья Борисовна — исполнительный директор АРС ПРЕСС, Председатель Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ;

· Керов Вячеслав Всеволодович — председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы;

· Казаков Михаил Андреевич — руководитель Департамента подписки ФГУП «Почта России»;

· Усанов Дмитрий Александрович — руководитель Департамента розничных товаров ФГУП «Почта России»;

· Дворянов Владимир Анатольевич — эксперт Ассоциации распространителей печатной продукции;

· Шитикова Елена Маратовна — исполнительный директор Союза издателей "ГИПП"

— Анастасия Петрова, главный редактор газеты «МК в Марий Эл»: в чем "Почта России" видит преимущество для издателя по распространению газеты в розницу в почтовых отделениях?

Дмитрий Усанов:

— Почта России обладает самой крупной филиальной сетью в стране - 42 000 почтовых отделений, которые ежедневно посещают в среднем более 2,5 млн человек. Почтовое отделение часто находится там, где нет никаких объектов розничной торговли, где могла бы распространяться пресса (киосков, супермаркетов).

Поэтому у издателя есть уникальная возможность через распространение в отделениях "Почты России" обеспечить доступ к прессе читателей, как в крупных городах, так и в сельской местности, в самых отдаленных уголках нашей страны.

Почта, как канал для распространения печатной продукции, обладает мощным потенциалом. Мы можем оказать значительную поддержку издателям: обеспечить дополнительную выручку и поддержку тиражей.

— Александр Предеин беспокоит, издатель еженедельника «Аргументы недели-Урал». Планируются ли мероприятия по увеличению продаж розничных тиражей?

Дмитрий Усанов:

— На Почте развитие продаж периодики в этом году является одним из приоритетных направлений. Реализуется масштабный проект по розничному распространению печатных изданий в почтовых отделениях по всей стране. Проект содержит ряд элементов. В частности, мы подключаем новых дистрибьютеров с дополнительными сервисами такими как: сортировка печатной продукции до почтамта, до почтовых отделений; профессиональная аналитика, мерчендайзинг, установка стендов и т.д. Зафиксирован список 10 обязательных изданий для городских почтовых отделений, а до конца года расширим список до 20, каждым филиалом разработана газетно-журнальная матрица, осуществляется выкладка периодики на барьерах, в том числе региональных изданий, мы готовимся к запуску совместных с поставщиками мотивационных программ и т. д.

В выкладке на барьерах мы отдаем предпочтение общественно-политическим изданиям, имеющим большое значение для информирования населения о событиях в стране и регионе.

Если Ваше издание в настоящее время не входит в газетно-журнальную матрицу, то Вам необходимо обсудить возможности его распространения через тот или иной филиал Почты России или связаться со специалистами нашего головного офиса. Мы всегда открыты для диалога.

— Ирина Коваленко, главный редактор редакции «Московский комсомолец на Кубани». Вопрос Дмитрию Александровичу. Нас очень интересует розничная продажа. Важный вопрос — это возвраты, списания...

Дмитрий Усанов:

— Во-первых, «МК» входит в список обязательных изданий для распространения в почтовых отделениях в регионах Вашего присутствия. Второе — это выкладка на барьерах. Существует календарь квартальной ротации, и в первом, и во втором кварталах осуществляется выкладка «МК» на барьерах вместе с другими федеральными изданиями такими как «Российская газета», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и другими, а также двумя региональными.

Касательно ремиссии — возврата непроданной продукции. Сейчас в целом по стране ремиссия на Почте не превышает 37%. Если поставки издания в почтовые отделения осуществляются недавно, необходимы корректировки в планировании. Спрос на газеты и журналы везде разный и отчасти зависит от уровня подписки. Как правило, ремиссия снижается через 3-5 месяцев работы, когда понятно, какое отделение сколько изданий может продать.

Мы открыты для издателей и приглашаем их совместно с нашими специалистами отслеживать процесс розничных продаж газет, чтобы оперативно перераспределять количество изданий, предназначенных для розницы, из отделений с меньшим спросом – в отделения с большим спросом.

Второе, что мы планируем осуществлять в плане снижения ремиссии в том числе- это дополнительные возможности программы 1С, которая внедрена в филиалах. В частности, опция «автозаказ». Система будет анализировать сколько изданий было продано в почтовом отделении за предыдущие периоды и будет автоматически рекомендовать определенное количество тех или иных изданий для новой поставки.

— Добрый день. Вас беспокоят с Сахалина, зам. генерального директора и редактора газеты «Аргументы недели» Сергей Михайлович Корниенко. Когда мы заключаем договор с почтой о реализации нашей продукции через почтовые отделения в нем автоматически предусматривается 100% возврата…

Дмитрий Усанов:

— После анализа коммерческих параметров работы других каналов розничного распространения периодики (супермаркеты, киоски, другие розничные сети), мы пришли к пониманию, что в подавляющем большинстве они взаимодействуют с издателями на условиях 100-процентной ремиссии, т.е. 100-процентного возврата непроданной продукции.

При этом наценка, которая осуществляется другими каналами продаж, значительно выше наценки Почты, поэтому мы считаем наши условия поставок высоко конкурентными и интересными для издателей.

— Белоусов Вячеслав Васильевич, генеральный директор издательского холдинга «Северная неделя». Прежде всего хотелось бы отметить улучшение в работе Почты России. У нас двадцать своих изданий, и в течение этого полугодия розничные тиражи растут. Вопрос такой. В редакцию нашей газеты «Пенсионерская правда» приходят письма и поступают звонки: сын хотел сделать своей матери подарок, но она живет в другом регионе. Можно ли как-то организовать такую подписку?

Михаил Казаков:

- Почта России планирует запуск собственного подписного онлайн агентства. Мы уже начали его тестирование вместе с издательским сообществом в конце апреля и приступили к заключению прямых договоров с издательствами. Через агентство издатели смогут напрямую взаимодействовать с «Почтой России» по распространению подписных печатных изданий, а также получат дополнительные инструменты для анализа читательской аудитории.

На первом этапе воспользоваться услугами онлайн-агентства смогут издательские дома. У издателей появятся свои личные кабинеты на специальном сайте, в которых будет аккумулироваться вся необходимая информация о ходе подписной кампании.

А на втором этапе к концу 2015 года, когда сервис пройдет техническую отладку, он заработает в полную силу и для подписчиков. Тогда клиенты смогут в режиме онлайн подписать родных и друзей, живущих в другом регионе.

— Марина Майорова, главред газеты «Удмуртская правда», Ижевск. Вопрос по развитию онлайн-сервиса по подписке, который сейчас создает Почта России. Мы действительно сможем избавиться от посредников?

— Да, действительно как издатели, так и подписчики смогут напрямую взаимодействовать с «Почтой России». Создание собственного подписного агентства Почты России позволит сделать подписку еще более доступной для граждан. При этом и у подписчиков, и у издателей остается возможность работать с другими подписными агентствами и самостоятельно определять, что им выгоднее.

— Владимир Ельников, «Крестьянская жизнь», Волгоград. Хочу задать вопрос о выкладке и продаже в почтовых отделениях. Дополнительное оборудование позволяет значительно повысить продажи…

Дмитрий Усанов:

— Новые дистрибьюторы, с которыми мы начинаем сотрудничать активно инвестируют в оборудование, устанавливают стенды для выкладки газет и журналов. Это могут делать и издатели. Если вы хотите, чтобы Ваше издание было представлено на специальных стойках/стендах, предоставьте их филиалу и согласуйте установку в тех почтовых отделениях, которые Вас интересуют. Почему мы просим согласования с нами? Нам важно, чтобы конструкция быть едина во всех регионах – соблюсти единый формат, удобный для наших клиентов.

— Это будет на платной основе?

— Нет, конечно, это бесплатно.

Еще один из элементов этого проекта — организация мотивационных программ. Мы планируем со второй половины года начать централизованную программу по всей стране. Вы тоже можете согласовать с руководством вашего филиала свои мотивационные программы: лучшие отделения по продаже изданий, лучший почтамт, лучшие выкладки. Эти эффективные инструменты издатели используют по всей стране.

— Вадим Баканов, главный редактор газеты «МК -Кавказ». Хотелось бы сказать Дмитрию Усанову: спасибо за поддержку, вы дали новый импульс в развитии наших отношений. Мы неоднократно встречались с руководителями отдела и руководителями регионального управления. Мы наметили ряд действенных мер, которые позволят лучше продавать газету, распространять ее как на территории Ставропольского края, так и на территории Северокавказского федерального округа. Расскажите подробнее о Ваших планах по приоритетной барьерной выкладке изданий в разные кварталы года.

Дмитрий Усанов:

Я очень рад, что у вас налажен конструктивный диалог в регионе. Его нужно интенсивно поддерживать.

Касательно выкладки изданий на барьерах в почтовых отделениях. У каждого филиала Почты России есть матрица распространения газетно-журнальной продукции. 5 изданий должно быть выложено на барьере в каждом отделении почтовой связи. На протяжении всего 3-его квартала мы планируем выкладывать на барьерах только региональные издания, чтобы дополнительно их поддержать – повысить тиражи. В 4-ом квартале мы продолжим выкладку федеральных изданий, в том числе, и «МК».

Гендиректор Тюменского Издательского дома Алексей Двизов беспокоит. Меня очень интересует тема сотрудничества с печатными распространителями, которые сегодня являются монополистами среди торговых федеральных сетей. Федеральные издания, имеющие региональные представительства, не могут попасть в эти сети, либо попадают по кабальным условиям. Сегодня компании, которые занимаются дистрибьюцией в федеральных сетях, ставят условия отсрочки платежа до 90 дней, стопроцентный возврат, виртуальный возврат. В итоге мы вынуждены работать с такими партнерами только для того, чтобы рекламодатель от нас не ушел, поскольку одно из условий — это торговые федеральные сети. Может быть, есть смысл эту тему поднять, потому что цена здорово бьет по регионам?

Вячеслав Керов:

— Если говорить о распространении печатной продукции, то есть различные сети. Одни — специализирующиеся на продаже прессы, киосковые сети, которые непосредственно закупают у вас издания и торгуют ими в своих собственных сетях. Другие, и я думаю речь в вашем вопросе идет о них, сети магазинов самообслуживания. Условия поставки печатной продукции в магазины самообслуживания — это вопрос, который диктуется ритейлом, то есть торговыми сетями гипер - и супермаркетов. Это касается не только Тюмени, а всей России, так как сетевые магазины присутствуют во всех регионах. По условиям работы с ними отсрочка платежа достигает порой 120 дней и более. Такая политика диктуется именно сетями, а поставщик прессы всего лишь транслирует условия сети. Сколько у вас изданий всего?

— Больше 30.

— А сколько из этих изданий вы распространяете в магазинах самообслуживания?

— Пять.

— А почему остальные 25 не распространяете в магазинах самообслуживания?

— Остальные издания идут по подписке.

— В гипер- и супермаркетах торговая площадь, выделенная под продажи прессы, ограничена - от одного до пяти квадратных метров. Если в киосках прессы в Москве в течение месяца находится по 700-1000 наименований печатной продукции, то в магазине самообслуживания ассортимент намного меньше, потому что супермаркет требует оплачивать теми или иными способами за возможность размещения изданий на торговом оборудовании. И в таком случае идет дополнительная нагрузка на издателя. Такая ситуация не устраивает издательско-распространительское сообщество и мы неоднократно поднимали этот вопрос. Но магазины самообслуживания — это частные коммерческие предприятия, и у них свой коммерческий интерес. Этот сегмент - один из самых быстро растущих по продажам прессы за счет того, что ежегодно открывается большое количество новых магазинов, причем сетевых. И в связи с этим растут объемы поставляемой в них прессы и ее продажи в экземплярах, но, к сожалению, не все магазины самообслуживания в России торгуют периодической печатной продукцией или представляют не в том ассортименте, который был бы интересен для издателей и распространителей. При этом мы не можем их заставить торговать прессой или получить для газет и журналов достаточную площадь на торговом оборудовании.

Елена Соколова

Источник: Московский комсомолец