Рынок Москвы представляли ведущие издатели и распространители прессы, в числе участников были ОАО «Роспечать», ООО «Торговый дом «Кардос», ОАО «Лотереи Москвы», ООО «ТопДистрибьюшен Сервисез», ООО «Юнайтед Пресс», ООО «Трейдинг-Пресс», ЗАО «Конде Наст», ООО «Де Агостини» и другие. В мероприятии также участвовали представители компаний более чем из 40 регионов РФ, в том числе из Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Новосибирской, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской областей, Алтайского края, Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Приморского края, Хабаровского края и других.
В мероприятии принял участие А.А.Лапин, заместитель председателя Комитета по местному самоуправлению, связям с общественностью и средствам массовой информации Воронежской областной Думы.
Вели круглый стол С.Д.Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», и Т.В.Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр».
Предметом обсуждения стали возможные пути развития российского розничного рынка распространения печатной продукции, а также Концепция развития розничного рынка распространения периодической печати г.Москвы до 2020 года.
Открыл круглый стол С.Д.Гаврилов, подчеркнувший актуальность темы в свете изменения макроэкономической ситуации в мире и кризисных явлений на российском рынке.
Далее Т.В. Цыбина представила экономический обзор нынешнего состояния рынка распространения прессы в Москве и разработанную медиасообществом Концепцию развития системы розничного распространения периодической печатной продукции в Москве на 2015 год и на период до 2020 года. В ходе презентации было подробно рассказано о целях Концепции, предполагающей кардинальные изменения на московском рынке распространения прессы, а также методах достижения заложенных в ней показателей увеличения продаж прессы в столице в 2-2,5 раза.
Главная цель Концепции – снятие административных барьеров на размещение объектов прессы в зонах высокого трафика, отметила Т.В.Цыбина. Она проинформировала собравшихся, что действующая система распространения печатной продукции в Москве не позволяет полностью удовлетворить спрос населения. В Москве, по данным последнего мониторинга, работает 4606 объектов прессы, включая киоски, павильоны и супермаркеты. Концепция предполагает не только сохранение в Москве розничного сегмента распространения газет и журналов, но и увеличение количества объектов розничных продаж периодики. Планируется увеличить количество таких объектов почти в два раза (+77%), их должно стать более 8000.
Принципиально важным для объектов распространения прессы является место их размещения (дислокация), этому пункту в Концепции уделено особо внимание. В настоящее время только 26% объектов прессы находятся в зоне высокого трафика, а если говорить о киосковом сегменте, то и того меньше – 15%. Остальные объекты находятся в зоне среднего и низкого трафика. К 2020 году число объектов, установленных в местах с высоким пассажиропотоком, должно составлять 48% от их общего количества.
Участники одобрили представленную Концепцию, подчеркнув, что она отображает реальное положение дел в медиаотрасли в Москве и перспективы ее развития. Далее представители регионов поделились своим опытом по развитию рынка дистрибуции прессы с учетом региональной специфики.
И.С.Глухов, ООО «Агентство печати «Экспресс» (Хабаровск), отметил, что в регионе сегодня наблюдается падение продаваемых тиражей и упадок системы розничной торговли прессой. Он акцентировал внимание на запрете продажи табака в киосках прессы. Потеря траффикообразующего товара привела и к потере продаж прессы. Компания пошла по пути модернизации киосков прессы и замены их на павильоны. Однако полностью выручку удержать не удалось. Пути развития своего бизнеса И.С.Глухов видит прежде всего в модернизации объекта – киоска/павильона и расширении ассортимента за счет товаров импульсного спроса, которыми это могут быть горячие и холодные напитки, товары народного потребления и т.д.
Опытом развития продаж прессы в своем регионе поделилась И.Н.Васильева, генеральный директор ООО «Нева-Пресс» (Санкт-Петербург). Она остановилась на проблемах киосковой розницы в Санкт-Петербурге, где так же, как и в Москве, действует целый комплекс запретительных документов, ограничивающих размещение объектов по продаже прессы возле метро, проезжей части, у «красных линий». Постепенно у НТО с прессой остается все меньше свободы для размещения. Многие киоски сейчас не легитимны из-за того, что закончились сроки договоров на размещение, их в любой момент могут закрыть и вывезти. Также И.Н.Васильева рассказала о санкт-петербургском опыте составления карты дислокации объектов печати в городе, в котором принимали участие все компании-распространители. Эта работа позволила оптимизировать логистику многих компаний-распространителей, что позволило повысить рентабельность продаж. В завершение своего выступления И.Н.Васильева подделась опытом по расширению ассортимента киосков прессы товарами народного потребления, которые они сами поставляют из Китая. Продажи сопутствующих товаров приносят дополнительный доход киоскам прессы, поддерживают экономику сети, что позволяет компании выполнять социально значимую функцию для города и области по обеспечению жителей периодической печатной продукцией.
Представитель владимирской «Роспечати» Н.В.Амелина, генеральный директор компании, подняла тему аренды. Она рассказала, что в области подняли плату за киоски в 4,5 раза, что, безусловно, в ближайшей перспективе подорвет экономику ее киосковой сети полностью. О высоких арендных ставках, действующих в регионах и не соответствующих Приказу №197 Минкомсвязи от 31.07.2013 г., заявили и другие представители региональных киосковых сетей – из Хабаровского края, Республики Саха (Якутия), Орловской, Тамбовской, Рязанской областей и другие.
Своим положительным опытом по получению льготных условий по арендной ставке для киосков прессы поделился И.А.Тимофеев, генеральный директор ООО «Сегодня-Пресс-Воронеж» и Ю.И.Таранцев, генеральный директор ИД «Свободная пресса». В регионе для киосков прессы арендная ставка снижена до «нуля», распространение печатной продукции признано важной и социально значимой функцией киосков прессы, необходимой для сохранения и укрепления единого информационного пространства региона в обстановке внешних ограничений и внутренних проблем, усиления развязанной Западом пропагандисткой войны.
Об успешном построении отношений между бизнесом и властью рассказал и С.Д.Гаврилов. Он привел конкретные примеры того, как ему удается договариваться с региональными властями в разных регионах РФ, где работают компании АРПИ «Сибирь».
О распространении печатной продукции в экстремальных условиях Крайнего Севера в Республике Саха (Якутия), рассказала М.Н.Христофорова, генеральный директор ООО «Медиагруппа «Ситим». Она подчеркнула, что в регионе много трудностей, связанных с климатическими условиями и транспортной доступностью, поэтому предприятиям по распространению печатной прессы на Крайнем Севере должна оказываться государственная поддержка, т.к. пресса в регионе - это один из главных источников информирования населения в настоящее время. Так, её предприятие содержит даже заведомо убыточные киоски в отдаленных районах, потому что если их убрать, окрестные жители останутся вообще без прессы. Также она рассказала, как она видит развитие розничного рынка распространения прессы в своем регионе, представив новый формат теплого павильона прессы на остановках общественного транспорта. Такой остановочный павильон будет удобным местом для ожидания общественного транспорта в холодное время года, в нем можно будет приобрести прессу, покушать и купить товары импульсного спроса.
Продемонстрировали собравшимся свои новые объекты и представители компаний из других регионов РФ – «Свободная пресса» (г.Воронеж), «Роспечать» (г.Владимир), «АРПИ «Сибирь» (г.Новосибирск») и другие.
Подводя итоги обсуждения представленной Концепции и регионального опыта, председатель Правления АРПП А.В. Оськин сообщил, что уникальный воронежский опыт построения отношений между органами государственной власти и бизнесом по распространению печатной продукции может быть тиражирован на регионы. Во многом это было достигнуто многолетними усилиями А.А.Лапина, который в этом деле проявил себя как последовательный защитник медиаотрасли. Диалог с властями нужно начинать с разработки предложений (концепций) по развитию рынка, в документах обосновывать льготы, которые необходимы бизнесу, далее всю информацию выносить на открытую дискуссию. При этом важно и нужно использовать все возможные средства коммуникаций – начиная от газет и журналов до отраслевых конференций и интернет-ресурсов. Он призвал издательское сообщество помочь распространителям в донесении до государственной власти предложений по развитию отрасли путем публикаций их в собственных изданиях.
Пресс-служба АРПП