Старожилы рынка помнят, сколько за последний десяток лет было предпринято попыток прописать критерии социальной значимости в сфере производства и распространения информации. И каждый раз эксперты приходили к заключению: печатные СМИ можно разделить только на три группы — рекламные, эротические и социально значимые, то есть все остальные.
Однако могут ли быть «под одной гребенкой» богатая на рекламу многотиражка и скромный литературно-художественный журнал, выходящий на национальном языке? Как определить, что одно издание более социально значимо, нежели другое, а потому достойно господдержки? К решению этой непростой задачи и приступили эксперты Минкомсвязи, предложив на обсуждение экспертного совета свое видение вопроса. О прошедших дебатах и спорных моментах главный редактор PlanetaSMI.RU Евгения Трушина расспросила принимавшего активное участие в обсуждении председателя координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы Вячеслава Керова.
— Вячеслав, на днях вы вернулись из Липецка, где прошло заседание экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России. Какие вопросы стояли на повестке дня?
— К обсуждению был вынесен целый ряд вопросов, актуальных для всей медиаотрасли. Одним из них, как вы, Евгения, уже знаете, стало обсуждение понятия социально значимого печатного СМИ. Участники издательского рынка уже не один год спорят над этим определением, однако к единому мнению до сих пор прийти не удалось. Одни считают, что социально значимые СМИ — это все издания нерекламного и неэротического характера; вторые — что это только представители узких тематических ниш, например детской; третьи, в том числе многие члены экспертного совета по региональным СМИ при Минкомсвязи, — что это скорее региональные издания общественно политической направленности… Так что мнений много.
— А ваше каково?
— Я, как председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, в который входят как региональные, так и федеральные издания, считаю, что к социально значимым, претендующим на определенные льготы, можно без всяких сомнений отнести печатные СМИ пяти тематических групп: детско-юношеской, военно-патриотической, духовно-просветительской, литературно-художественной и научно-популярной.
— Что же получается: общественно-политические не социально значимы?
— Конечно, общественно-политические издания — социально значимы, но они уже имеют ряд льгот, но ведь на рынке существуют не только они. Общественно-политические, как правило, имеют либо относительно стабильный рекламный доход, либо целенаправленные финансовые поступления от заинтересованных структур, в том числе государственных. Мы же говорим о социальной значимости СМИ с целью их поддержки со стороны государства. Поэтому внимание в первую очередь обращено к тем изданиям, которые, выполняя важные функции по нравственному воспитанию, по образованию молодежи, по поддержке патриотического духа и любви к Родине, не прельщают ни широкого круга рекламодателей, ни ведущих коммерческие или политические игры корпорации. Им приходится очень туго, но допустить их смерти нельзя. Эти газеты и журналы формируют личность, создают мировоззрение, но не являются прикладными, чем отличаются, например, от изданий огородной тематики. Наверное, тема сада и огорода тоже для кого-то социально значима, но никакого отношения к нравственному воспитанию она не имеет.
Вот, например, на заседании экспертного совета возникла идея поддержки только тех изданий социальной направленности, которые уже сегодня являются коммерчески успешными. Мы же в альянсе считаем, что успешное СМИ и так будет существовать. А помощь нужна тем, кто пострадал не только из-за системного кризиса отрасли, но и общей нестабильности в экономике страны, тем, от кого вынуждены сегодня отказываться малоимущие подписчики, кто лишился из-за сокращения бюджетов библиотек этого важного канала поставок тиража. Вот эти издания нужно поддерживать.
— О какой государственной поддержке идет речь? Целевом финансировании?
— Пока этот вопрос тоже находится на стадии обсуждения. Но уже сейчас ясно — необходимо поддерживать распространение этих СМИ. Как я уже сказал, рекламодателю такие издания малоинтересны, поэтому основной доход они получают от реализации тиража, в первую очередь через подписку.
— Но этот канал сейчас и так поддерживается: несмотря на лишение «Почты России» дотаций на доставку тиражей, существуют определенные скидки…
— Да, но доступны они только тем региональным СМИ, подписной тираж которых более 5 тыс. экземпляров. Среди региональных социально значимых изданий тех пяти тематических ниш, о которых я говорил ранее, мало кто сможет похвастаться таким подписным тиражом. Максимум, на что они могут рассчитывать — небольшие гранты, выделяемые из госбюджета на реализацию конкретных социальных проектов. Однако этих денег им хватает в лучшем случае на производство одного номера, а то и меньше. На что же им тогда организовывать выпуск всех остальных?
Издательская отрасль все последние годы пребывает в кризисе, однако социально значимым проектам приходится хуже всех. И они, к сожалению, умирают. Перешел, например, в исключительно электронный формат журнал «Новая Юность»; журнал «Веселые картинки», на котором воспитывалось не одно поколение россиян, закрылся, так же как и легендарный «Ровесник». Прекращают выход или находятся на грани закрытия и многие другие журналы как детско-юношеской, духовно-просветительской, так и научно-популярной, литературно-художественной и военно-патриотической тематик. Если сегодня их не поддержать, завтра мы рискуем потерять их навсегда.
— Вы сказали, что нужно поддерживать распространение этих СМИ. В какой форме?
— В первую очередь это должна быть скидка на почтовую доставку подписных тиражей. На заседании экспертного совета данный вопрос обсуждался с представителями «Почты России».
Как я уже сказал, социально значимые СМИ сегодня не имеют скидок на доставку. Скидки предоставляются на основе не тематической, а географической градации. Так, региональные издания с почтовым подписным тиражом более 5 тыс. экземпляров и федеральные с тиражом более 220 тыс. экземпляров имеют 17% скидки; муниципальные и районные — 25%. Вопрос стоит о том, чтобы изменить эту систему, включив в нее социально значимую прессу, так как жители всех регионов России должны иметь возможность, не зависимо от уровня дохода, подписаться на издания вышеуказанных тематик, чтобы воспитывать нравственно здоровое общество. Возможно, по этой причине из градации исчезнет какое-то из существующих направлений, например, районные СМИ; однако эти издания смогут получать скидку как социально значимые. При этом спектр газет и журналов, которые смогут получить скидку, расширится.
— По итогам заседания, Минкомсвязи выпустило релиз с описанием критериев социально значимого издания. В них, в том числе, указано, что такое СМИ должно быть «популярным у населения». Как оценить популярность?
— Нам этот критерий также не понятен. Что значит популярные? У какого населения? Если мы говорим, например, о региональной газете, выходящей в небольшом городке тиражом в 2-3 тыс. экземпляров — это популярное издание? По московским меркам — нет; а по меркам этого городка — суперпопулярное, особенно если учесть, что традиционно читают его всей семьей. Так что данный критерий требует пояснений и доработки.
Но самое непонятное: а судьи кто? Какой орган будет определять, что одно издание является социально значимым, а другое нет.
— По одному выпуску и не поймешь…
— Совершенно верно. Поэтому оценка должно проводиться по всем выпускам, например, за год, в зависимости от периодичности. Чтобы оценить, насколько издание соответствует критериям социальной значимости, однозначно потребуется создание какого-то ревизионного органа при Роскомнадзоре или ФАПМК. Если взять не все, а хотя бы десять тысяч газет и журналов и проанализировать насколько каждый (или каждый второй) их номер отвечает критериям социальной значимости, то этот департамент должен быть не маленьким. Хотя, по моему мнению, например, 100% контента детских журналов воспитывает и учит подрастающее поколение, и контроль в таком случае может осуществляться по одному номеру в год.
Опять же, из вынесенного Минкомсвязи на обсуждение документа непонятно: для того, чтобы быть признанным социально значимым, издание должно освещать все социальные темы (детскую, борьбу с экстремизмом, вопросы толерантности, проблемы инвалидов и т.д.), или же только одну из них, но на постоянной основе? Скажем так: литературно-художественный альманах должен публиковать просто лучших российских авторов, или только авторов, художественные произведения которых освещают прописанные в критериях Минкомсвязи темы?
Как видите, вопросов пока больше, чем ответов. Тем не менее, Минкомсвязи очень своевременно подняло данный вопрос, и мы уверены, что вместе найдем ответ на него. Чем раньше мы начнем обсуждение, тем скорее точные критерии будут выработаны.
— Я слышала такое предложение: при определении социальной значимости опираться на данные из регистрационных документов СМИ. Вот, у «ПланетыСМИ» в графе тематика так и написано: «информационная, в сфере средств массовой информации». Но с другой стороны, мы все знаем примеры, когда, при пошлейшем контенте, в свидетельстве о регистрации написано что-нибудь невинное, вроде «издание о семейной жизни»...
— Таких примеров на нашем рынке много. Поэтому неправильно при определении социальной значимости отталкиваться от регистрационных документов. Любое издание — живой организм; взрослея, видоизменяясь вслед за потребностями аудитории, подвергаясь перепозиционированию, через несколько лет оно может лишь отчасти соответствовать прописанному в свидетельстве определению. Так что контрольного изучения выпусков хотя бы нескольких номеров в год избежать не удастся.
— Насколько я помню, не так давно альянс как раз проводил заседание социально значимых СМИ. Тогда тема определения социальной значимости поднималась? Эти издания будут привлечены к обсуждению критериев Минкомсвязи?
— Действительно, 19 мая мы проводили расширенное заседание альянса, на котором присутствовало более 40 представителей социально значимых СМИ. Тогда на повестке стояли первоочередные меры по поддержке этого сегмента, но обсуждали мы и вопрос: какие издания могут считаться социально значимыми. Безусловно, при подготовке предложений Минкомсвязи со стороны альянса будет учтено мнение этого пула, большая часть изданий из которого являются членами Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы.
— Какова дальнейшая судьба обсужденных в Липецке критериев?
— Надо учитывать, что экспертный совет на 90% состоит из представителей региональных печатных СМИ, которые успешны на российском рынке. Помимо региональных, на рынке существуют средние и крупные федеральные издания, а также малотиражные региональные и федеральные газеты и журналы, имеющие, в том числе, и социально значимую направленность. Думаю, что критерии социальной значимости в сфере печати, во избежание дальнейших недоразумений, должны быть одобрены всем медиасообществом, и к их обсуждению должны быть привлечены все значимые отраслевые общественные объединения: Гильдия издателей периодической печати, Ассоциация распространителей печатной продукции, АРС–Пресс, Альянс независимых региональных издателей, Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы и другие.
Евгения Трушина, Анна Луговая
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Минкомсвязь определила, какие издания могут рассчитывать на звание "социально значимых"