— В феврале вы заявили о поиске нового формата Ura.ru, но создается впечатление, что помимо нового сайта и отказа от некоторых тем, ничего не изменилось. В чем заключается новый формат?
— Это большая ответственность за сказанное. Между текстом, который публикует «Коммерсантъ» и тем, что публиковали мы, — всегда была большая разница. Это можно было списывать на особый формат, но это объяснение справедливо лишь отчасти. У нас, например, в ХМАО, была проблема в желании авторов показать свое личное отношение к описываемой проблеме. И мы решили соответствовать самым современным стандартам профессии. Куда двигаться было понятно. Вместе с Уральским федеральным университетом (УрФУ) мы возим в Екатеринбург известных главных редакторов. Каждый из них указывал на несоответствие прежнего регионального экспрессивного, эмоционального формата тем стандартам, что сейчас приняты в индустрии. Повлияло ли это на спектр тем? Безусловно.
— Внутри редакции что-то изменилось?
— Мы структурировались. По опыту наших московских коллег, в отдельный блок выведена служба новостей, которая работает с 7 утра до часа ночи. Наша цель, чтобы читатель получал полную информацию о событиях в регионах Большого Урала и никуда больше не уходил. Вторая часть редакции работает над поиском инсайда, чтобы сохранить ядерную аудиторию.
— Говорилось, что вам больше не нужно работать на посещаемость.
— Это обсуждалось, но мы по-прежнему нацелены на рост посещаемости. Когда мы вели достаточно бесшабашную жизнь в начале года, у нас была средняя посещаемость 150–160 тыс. в день, сейчас мы проседаем до 100 тыс. Я связываю это и с сокращением списка поднимаемых тем, и с более жесткой модерацией комментариев. Последних мне не жаль, не исключаю, что часть комментариев были сознательной провокацией.
Но посещаемость это главный параметр оценки успешности ресурса: размер его аудитории, сколько человек интересуется твоей трактовкой событий. На Урале в медиа колоссальная проблема — нас очень много, аудитория дробится. Это наследие времен Александра Мишарина (губернатор Свердловской области в 2009–2012 годах. — „Ъ”), когда перед большой избирательной кампанией 2011–2012 годов любой медиа-ресурс власти затыкали деньгами. Мы знаем много примеров, когда владелец одного проекта открывал еще один и удваивал себе финансирование. Когда в декабре 2013 года (после ухода вместе с основателем Ura.ru Аксаной Пановой большей части команды в интернет-газету Znak.com. — „Ъ”) я забирал людей с рынка, у меня была задача сузить его. На какое-то время это удалось сделать, но тут включается другой механизм. Сознанием власти управляют мониторинги, и влиятельным людям безразлично, какие СМИ пишут. Ura.ru или Устав.ком, Znak.com или «Уралинформбюро». Чтобы «взорвать» какой-то кабинет без разницы, где информация опубликована. Но для индустрии важно деление на первую лигу и низшую. Нас замечают федералы. Как в этой высшей лиге сохраняться? Я считаю, только цифрой посещаемости. У нас были предложения по развитию на Северо-Западе, соседние регионы обращались за франшизой, но акционеры приняли решение не расти вширь.
— На чем вы зарабатываете?
— Зарабатываем на информационном сотрудничестве с крупными компаниями. Каждый кандидат проходит процедуру одобрения акционеров. На шантаже зарабатывать нельзя: акционеры люди открытые, и любой обиженный всегда может обратиться к ним, обвинить меня во всех смертных грехах. Правда, за два с половиной года не было ни одной подобной ситуации.
— Одной из причин приостановки работы агентства в феврале назывался конфликт с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым из-за освещения ряда тем. Губернатор имеет на вас влияние?
— Я считаю, что мы органично взаимодействуем с органами государственной власти во всех регионах Большого Урала, где работаем.
— Но у вас снимаются тексты?
— Снятие каждой заметки я считаю чрезвычайным происшествием, и каждое мы разбираем. Одна из причин снятия материалов — их низкое качество, когда под разными предлогами кто-то что-то недоделал. У нас был случай, когда журналист обзвонил всех спикеров, а комментарий сити-менеджера поставил годичной давности. Как это проконтролировать? Снимаем материал.
— Часто приходится снимать тексты?
— После рестарта за последний месяц был снят один материал. До этого — не намного больше.
— В феврале говорилось, что вы можете сменить домашний регион для редакции. Переедет ли Ura.ru?
— Я считаю, что редакцию можно разместить в Перми или Тюмени. На мой взгляд, Пермь не оценена. А у Тюмени хорошие перспективы: как говорит губернатор Владимир Якушев, к 2030 году это будет город-миллионник. Плюс меняется конфигурация всей тюменской «матрешки», политическое влияние юга на округа растет. Но федеральный рынок не готов воспринимать Тюмень и Пермь как источник новостей, а мы все равно зависим от ожиданий читателей и каких-то шаблонных представлений о том, где происходят новости.
— После раскола Ura.ru, когда Аксана Панова создала интернет-газету Znak.com, вы набирали новую команду и все говорили, что Ura.ru просто ломает рынок по зарплатам. Какие сейчас средние зарплаты у ваших журналистов?
— Ura.ru всегда ломало рынок своими зарплатами. Аксана платила зарплаты выше среднего по концепции: журналисты пишут про vip, поэтому должны получать столько, чтобы сталкиваться с теми, о ком пишут, в одних магазинах, ресторанах, чтобы говорили на одном языке. В новом Ura.ru нет такого, чтобы кому-то платили зарплату в пять раз больше рынка.
— Но когда вы срочно набирали новую команду, было очевидно, что люди шли на деньги.
— Для меня это не очевидно. Антон Ольшанников возвращался из Москвы в Екатеринбург не на зарплату, Ваня Некрасов — тоже шел не на зарплату. У нас был понятийный договор, который сейчас с моей стороны выполнен. Сейчас средняя зарплата в агентстве близка к рыночной, в районе 50-75 тыс. рублей.
— Сколько всего у вас журналистов?
— В двух проектах — около 35 журналистов.
— Часто приходится слышать, что тот или иной журналист перешел на работу в Ura.ru. В агентстве есть текучка кадров?
— Да, и я считаю это нормальной практикой. Через год после того, как сложился новый коллектив, ребята предлагали отмечать 3 декабря, как второй день рождения агентства. Но мы не стали этого делать: я противник редакции как большой семьи. Я в Ura.ru с момента создания, с января 2006 года, и понимаю, что история ресурса не заканчивается сменой главреда или бухгалтера. Меняются директора «Четвертого канала», федеральных изданий, но проекты не закрываются. Это нормальный рабочий процесс.
— Что вы думаете о местном рынке журналистов?
— К сожалению, несмотря на большое количество СМИ, у нас не получилось индустрии. Это огромный рынок шантажа и политического влияния. Много СМИ требуют много журналистов, и журфак УрФУ штампует их в огромном количестве, но квалификации нет. Вот мой кейс: в Ura.ru получился женский коллектив. Нужен баланс. Как его выстроить? На рынке? Есть мнение, что надо брать журналистов с источниками, хотя я считаю, что в Екатеринбурге таких не больше десятка. Приходится перекупать кадры у кого-то где-то. И звучит ценник, не адекватный состоянию рынка, — 100–150 тыс. рублей и выше. Пойти на журфак, чтобы год читать спецкурс и тогда может быть кого-то найти? Год работы без гарантии результата! За три года из всех практикантов, что приходили к нам, я нашел только одного подходящего нам. В целом, новых лиц нет.
— Вы с Аксаной Пановой поддерживаете отношения?
— У нас с Аксаной добрые приятельские отношения. Какой-то персональной войны у нас нет.
— У вас и Znak.com иногда абсолютно идентичные ленты новостей — вплоть до заголовков. Иногда кажется, что вы — клоны.
— Совпадения происходят чаще всего по знаковым темам, которые не пройти. Но по объему информации мы крупнее: Ura.ru обладает самой широкой корреспондентской сетью на Большом Урале, физически работает с большим количеством источников. Каждый месяц я сам объезжаю все регионы присутствия, стараясь лично быть вовлеченным в повестку.
— Вы считаете Znak.com конкурентами?
— Так же, как и вас, потому что концепция нашего агентства подразумевает, что все СМИ — конкуренты. Публикация эксклюзивной информации на любом уральском источнике считается провалом для нашей редакции. То же касается федералов, когда они что-то пишут про наши регионы, а мы этого не знаем. Человек, отвечающий за этот блок, объясняет, почему так произошло. Конкуренция на рынке очень жесткая и нельзя пропускать темы.
— Зачем вы купили франшизу «РБК-Тюмень»?
— Два года назад представители РБК сделали нам предложение по франшизе. Акционеры одобрили концепцию создания редакций в тех же границах, что и Ura.ru (УрФО и Пермский край. — „Ъ”). Но холдинг РБК вошел в период перестановок в руководстве. В итоге за два года ситуация поменялась кардинально. Мы решили сконцентрироваться на Тюмени, получив франшизу на всю «матрешку».
— Чем еще занимается «Сибирско-Уральская медиакомпания»?
— Компания выполняет заказы государственных и частных структур, а также ведет проекты акционеров. Это и образовательный блок, и пропаганда спорта. Сейчас готовим проект в жанре Lifestyle (стиль жизни). Мы провели переговоры с «Афишей», и нам были готовы дать первую региональную франшизу. Но мы не сошлись в оценке аудитории. Мы ушли от этого варианта. У акционеров есть установка на проект формата «Ok» или «Hello!».
Интервью взяли Татьяна Дрогаева и Николай Яблонский
Источник: КоммерсантЪ-Урал
Фотография: lenta.ru
Оригинальный заголовок: «На Урале в медиа колоссальная проблема — нас очень много»
Похожие новости: Михаил Вьюгин: На три недели уходить с рынка — для агентства смерть