Председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов как член Экспертного совета при Минкомсвязи проинформировал о решениях, принятых на заседании в Липецке в части определения критериев социально значимой прессы. Он представил также свою точку зрения по данному вопросу.
По мнению В.В. Керова, критерии, предложенные Экспертным советом Минкомсвязи, необходимо дорабатывать. Некоторые из них однозначно не могут быть применены в отношении ряда СМИ – формулировки размыты. Например, как понять «популярность издания у населения»? По мнению В.В. Керова, если издание является детским, то оно уже социально значимое и представлять доказательства из номера в номер нет необходимости. Есть определенные печатные СМИ, которые однозначно вписываются в понятие «социально значимые». Это литературно-художественные, духовно-просветительские, детско-юношеские, научно-популярные и другие издания. Кроме того, на Экспертном совете в дискуссии выступающие задавались вопросом – что такое коммерчески успешное издание? Это издание, которое является прибыльным? В таком случае, дотируемые издания уже не могут считаться социально значимыми, т.к. они находятся на содержании у государства, либо получают деньги из других бюджетов. Крайне тяжело осуществить контроль соответствия социально значимым критериям для большого числа изданий – необходимо проверять каждый номер. Можно назначить эти критерии, но контроль над исполнением сохранить будет трудно.
В.В. Керов сообщил, что 19 мая 2015 года под эгидой Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы прошло заседание, в котором участвовало около 40 представителей именно социально значимых изданий, где шла речь о том, чтобы составить конкретный список социально значимых изданий по тематикам. Альянс занялся проблемой социально значимых СМИ еще и по той причине, что такие издания имеют доход только от подписки, у этой категории СМИ практически нет рекламных поступлений, и их мало продается в розницу. es New Roman";mso-bidi-font-family:Helvetica; color:#3A3B40;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language: AR-SA'>
Председатель Правления АРПП А.В.Оськин напомнил собравшимся, что спор о том, какие издания можно считать социально значимыми, продолжается уже несколько лет. В законодательстве РФ нет такого понятия, как «социально значимые издания». По закону существует только три вида изданий: рекламные, эротические и все остальные. Что же такое социально значимое издание, которое может пользоваться привилегиями на рынке – поддержкой государства, Почты, иметь субсидии и так далее? Почему надо поддерживать, к примеру, вестник, который выходит в Кирове, а такой же, выходящий в другом городе, - нет, потому, что это, якобы, разные издания? Являются ли издания в тематической нише «сад и огород» социально значимыми? Или издания о здоровье? Или о науке? А.В. Оськин заметил, что этот вопрос является очень серьезным – проблемой общероссийского масштаба. При таком раскладе две трети изданий могут остаться «за бортом» поддержки как почтового ведомства, так и государства, что вызовет конфликты в медиасообществе и даже судебные иски.
Данную точку зрения поддержал Г.Н. Кудий, заместитель начальника Управления Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Он рассказал, что Совет по региональным изданиям в основном состоит из главных редакторов региональных общественно-политических газет, поэтому они, естественно, говорили в первую очередь про себя. Вторая часть проблемы, по его словам, состоит в том, что в этом году, благодаря Общероссийскому народному фронту, порядка 300 млн. руб. были выделены на поддержку социально значимых проектов, преимущественно региональных. Что касается федеральных изданий, то в рамках поддержки со стороны Агентства (прим. – Роспечати) их поддержка сохранится в рамках бюджетов.
Г.Н. Кудий согласился с тем, что критерии для социально значимых СМИ можно попробовать применить, хотя такой механизм является спорным. В ходе обсуждений в рамках Совета Минкомсвязи было отсеяно несколько критериев в виду их несостоятельности. «Мне трудно представить, как будет работать эта схема», - подчеркнул он. Надо иметь в виду, сказал Г.Н. Кудий, что речь идет, прежде всего, о деньгах Почты России, которая и дает скидку на подписку. Это не государственные деньги. Он привел примеры малотиражных изданий, у которых порог тиража не превышает 5 тысяч экземпляров, что не дает права для предоставления скидки. Для многих районных газет в лучшем случае тиражи достигают 4 тысяч экземпляров. «И это достаточно большие цифры», - заключил эксперт.
В.В Керов дополнил тезис о муниципальных и районных СМИ, сообщив, что им Почта России предоставляет скидку на почтовый тариф по доставке подписки 25% вне зависимости от тиража. Также скидка дается, соответственно, всем ежедневным, а также региональным изданиям с подписным тиражом выше 5 тысяч экземпляров.
По мнению Г.В. Баринова, эксперта рынка СМИ, термин «социально значимый» используется в данном случае в большей части как аргумент для получения бюджета региональными СМИ. Он предложил установить стандарт, что в определенной тематической нише право на получение финансирования имеют не более одного или двух изданий. И в этом случае, каждый издатель, который там работает, будет защищать свою позицию. Такая идея могла бы довести ее до какого-то логического оформления, и ее можно было бы попробовать протестировать среди подобных экспертных советов.
Президент АРПП Д.В. Мартынов провел аналгию в данном вопросе с книжной продукцией, где нет понятия социальной значимости. Поддерживается вся книжная отрасль, как важная для культуры нашей среды. Он сделал акцент на том, что периодика отличается тем, что есть газеты, которые несут общественно-политическую информацию, а есть все остальные издания, относящиеся к культурным явлениям, как и книги. Д.В. Мартынов призвал поддерживать всю отрасль периодики, разрешенную законом. Также он отметил, что имеет смысл поддерживать общественно-политические малотиражные издания с точки зрения сохранения плюрализма мнений в каждом регионе.
В своем выступлении В.И. Кокорев, первый заместитель генерального директора ОАО «Агентство «Роспечать», призвал сосредоточить усилия на сохранении и поддержке института подписки. «Выборочная поддержка печатных СМИ – это сознательное выстраивание политики, чтобы мы сконцентрировались не на поддержке всего института подписки, а довольствовались теми малыми крохами, которые может дать государство», - заявил он. При регистрации СМИ существует официальная градация, и мы можем выделить рекламные и эротические издания. Все остальные однозначно являются социально значимыми.
В.И. Кокорев напомнил, что президент РФ В.В. Путин поддержал обращение главредов федеральных СМИ о выделении субсидий на подписку в размере 4 млрд. рублей и поручил правительству рассмотреть данных вопрос. В.И. Кокорев предположил, что изменение системы финансирования региональных СМИ с переориентацией их финансирования как социально значимых не будет иметь особого значения для этих изданий, так как они дотируются местными властями. Серьезным аргументом, по его мнению, могла бы стать возможность перераспределения бюджетов между центральными и региональными СМИ по тарифам, доступным для населения. АРПП, как главная общественная организация в этом направлении, подчеркнул В.И. Кокорев, должна высказать свое мнение в отношении инициативы Экспертного совета при Минкомсвязи – о непрозрачности данных критериев, их общественной спорности.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи А.В. Туманов напомнил собравшимся о том, что такого рода предложения обсуждались в 90-е годы прошлого века. Тогда было решено поддерживать все СМИ через институт подписки, исключая издания рекламного и эротического содержания. Это было оптимальным шагом. Он предположил, что рано или поздно эта модель вернется и за это необходимо бороться. Вопрос определения социально значимых изданий очень субъективен и сложен в оценке.
В.В. Керов выказал обеспокоенность тем, что многие издания нишевых тематик – детско-юношеской, духовно-просветительской и т.д., – могут закрыться до конца 2015 года, как это уже произошло с журналами «Веселые картинки», «Новая Юность», «Ровесник» и другими. Мы к концу года подойдем с определенным отрицательным результатом.
Генеральный директор ООО «Нева-Пресс» И.Н. Васильева сообщила, что Санкт-Петербург тоже занимался этим вопросом, и по инициативе Комитета печати в 2004 году было подписано соглашение с издателями о социальной значимости СМИ. Там были и городские издания, которые публикуют городские новости, и федеральные, и детские. Тем не менее, критерии так и не смогли разработать. В результате был взят список, спущенный сверху, в который не вошли те издания, к примеру, которые действительно требуют поддержки. И.Н. Васильева согласилась с тем, что все издания, за исключением эротических и рекламных, должны считаться социально значимыми.
В заключение дискуссии А.В. Оськин предложил подготовить обращение в Минкомсвязи РФ, отражающее позицию игроков рынка, в том числе те проблемы, о которых говорилось в ходе заседания Правления АРПП, и придать его гласности. Инициатива была поддержана единогласно.
Пресс-служба АРПП