Фестиваль и призван привлечь внимание к феномену толстого журнала. Сверхзадача – сообща выработать какую-то стратегию для дальнейшей жизни. А надо ли? В чём феномен толстого литературного журнала? Почему так важно сохранить этот формат, который существовал ещё во времена Пушкина, Достоевского?
– Среди прочей периодики литературный «толстяк», во-первых, выделяется тем, что он, действительно, толстый, – отвечает на вопрос «ОГ» Надежда Колтышева, заместитель главного редактора «Урала» по развитию. – При этом ни одной картинки, ни одной рекламки или фотографии на всех 240 страницах (объёмы у всех журналов разные, но приблизительно – так). Тексты, тексты, тексты… Под одной обложкой – стихи, рассказы, повести, романы, публицистические и критические статьи, рецензии на новые книги. «Толстяк» в этом смысле универсален – открывай на любой странице и читай, что больше нравится.
Вторая особенность – журналы публикуют тексты современных авторов. Да, сейчас некоторые писатели имеют возможность сразу издать книгу, минуя литературный журнал. Но все они или почти все начинали свой путь в журналах (кстати, завтра в Доме писателя с читателями встречаются Леонид Юзефович, Роман Сенчин, Игорь Сахновский, Вячеслав Курицын, которые как раз и расскажут о своих отношениях с «толстяками»). Журналы открывают новые имена – так было и так будет. В редакциях литературных журналов идёт самая честная работа: публикация зависит не от издателя, не от просчитанной коммерческой выгоды, а только от самого текста и редактора с хорошим литературным вкусом. А другие в редакциях толстых журналов и не задерживаются.
– Фестиваль рассчитан на многосторонний диалог писателей, критиков, редакторов, издателей, читателей. Где, на каких площадках он может состояться?
– Надеюсь, диалог начался ещё в самолётах, где встретились по дороге на Урал наши гости. Конечно, к нам приехали представители далеко не всех литературных журналов, просто нет возможности позвать всех (а вдруг фестиваль станет постоянным? Тогда постепенно встретятся все). Одно из главных мероприятий фестиваля – «круг¬лый стол» на тему «Толстые журналы в тощие годы». Здесь можно задать вопросы всем главным редакторам и представителям журналов нашей толстой десятки: «Знамя», «Звезда», «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Наш современник», «Сибирские огни», «Бельские просторы», «Нева» и «Урал».
– Знаю, что одно из мероприятий фестиваля закрыто для читателей и прессы. Если не совсем уж секрет, хотя бы в двух словах – какие проблемы будете обсуждать?
– О будущем толстых журналов. Как привлечь читателя, известных авторов? Можно ли создать моду на литературный журнал? Что делать с подпиской, с распространением, формой существования – да мало ли у нас общих проблем…
– С чем конкретно «Урал» выходит на встречу? И, по вашему внутреннему ощущению, всё ли сделано для того, чтобы фестиваль, родившийся из проблемы существования литературных «толстяков», не остался узкопрофессиональным мероприятием, а стал поистине масштабным событием для читателей?
– «Урал» выходит, в первую очередь, с хлебом-солью. Вместе с министерством культуры Свердловской области мы готовили фестиваль полгода, и нам важно, чтобы всё прошло так, как задумано. Чтобы как можно больше читателей посетило мероприятия фестиваля, чтобы от этого была польза, ну и праздник, конечно.
Сегодня мы презентуем альманах для семейного чтения «Детская» («ОГ» рассказала о нём вчера. – Прим. «ОГ»), затем в Белинке начнётся «круглый стол», а параллельно мы предлагаем две программы. В ТЮЗе на малой сцене пройдёт читка пьесы Олега Богаева «Лермонтов нашего времени». Заняты актёры ТЮЗа, а также других театров – Камерного, «Коляда-театра». Это история про учительницу литературы, которая страстно любит свой предмет, но больше всего – поэта Лермонтова. И вот она находит фантастический способ встретиться с ним, чтобы… предотвратить роковую дуэль. Но ей всё время что-то мешает. Пьеса, как и всегда у Олега Богаева, написана остроумно. Как сегодня писать о Лермонтове, чтобы – опять же – зрители не заскучали? Только так.
А для тех, кто любит кино, мы приготовили программу «Напечатано и снято». Три дня в рамках фестиваля в малом зале Дома кино будут демонстрироваться фильмы, снятые по произведениям, публиковавшимся в разные годы в журнале «Урал»: это фильмы «Волчок» В. Сигарева, «Сыщик петербургской полиции» по роману Л. Юзефовича «Ситуация на Балканах» и «Убийство в Восточном экспрессе» С. Люмета по роману Агаты Кристи (впервые на русском языке роман был опубликован у нас в 1967 году). Вход на все просмотры свободный.
– В Доме кино состоится и творческий вечер Вениамина Смехова, специального гостя фестиваля. Специального!..
– Вениамин Борисович, между прочим, даже собирается на «круглый стол» по проблемам толстых журналов, на встречу с литераторами в Дом писателя и вообще горячо интересуется темой. Он ведь и сам автор нескольких художественных и публицистических книг, публиковался в «Огоньке», «Юности», «Знамени». Так что поделится своим многолетним опытом читателя толстых журналов, почитает стихи, в том числе свои.
– В программе фестиваля ещё одно неординарное для книгочеев событие – презентация книги Андрея Ильенкова «Повесть, которая сама себя описывает» и одноимённого электронного путеводителя. Это что такое?
– Книга специально к фестивалю выпущена издательством «Кабинетный учёный». Книга получилась очень толстая, что также вписывается в фестивальную концепцию. У повести удивительная жизнь. Сначала она появилась в журнале «Урал», потом по её маршруту стали водить экскурсии, потом по мотивам экскурсии была придумана настольная игра, потом возникла идея электронного путеводителя уже по маршруту экскурсии. Путеводитель был разработан, но не было программиста. Пока мы искали его, появился ещё один проект. И теперь вместо одного электронного путеводителя у нас два. Про второй надо сказать особо.
Мы презентуем инновационную технологию, которая называется «дополненная реальность». Все, кто придут на презентацию, получат простую, на первый взгляд, открытку, но если направить на неё телефон, планшет, смартфон и пр., откроется виртуальный мир: зазвучат отрывки из повести, появятся фотографии тех мест, даже несколько эпизодов из фильма про нашу экскурсию… Одним словом, открытка оживёт у вас в руках. Оцените: это первый опыт применения «дополненной реальности» для журнала на Урале.
Ирина Клепикова
Источник: Областная газета
Фотография: portal-kultura.ru
Оригинальный заголовок: Урал – опорный край журналов
Похожие новости: Литературные журналы под угрозой исчезновения