«Бизнес-модель, основанная на продаже рекламных полос в прессе, то есть субсидирование контента издания за счет доходов от рекламы, больше не актуальна», – сказал генеральный секретарь WAN-IFRA Ларри Килман на Всемирном газетном конгрессе в Вашингтоне. «Можно сказать, что читательская аудитория стала-таки основным источником доходов для издателей. Теперь это всем предельно ясно».
В целом печатные издания заработали за 2014 год 179 миллиардов долларов США. Из этой суммы 92 миллиарда долларов США были получены от продажи печатных и интернет-версий изданий и лишь 87 миллиардов долларов благодаря рекламному бизнесу. Исследование «Тенденции мировой прессы» включает в себя данные из более чем 70 стран мира, на долю которых приходится более 90 процентов мировых тиражей.
Тем не менее, ситуация может сильно разниться в зависимости от региона. Например, в Европе тираж печатной продукции сократился на 4,5%, по сравнению с прошлым годом, и на 21.3% за последние пять лет. Доход от рекламы в печатных изданиях сократился на 5% за год и на 23.1% за пять лет.
В Северной Америке тираж печатных изданий сократился на 1,3% за год и на 8,8% за пять лет. Рекламные прибыли сократились соответственно на 7,5% и 28,2%. В то же время в Азиатско-Тихоокеанском регионе годовой объем тиражей вырос на 9,8% и на 32,7% за пять лет, в основном, благодаря впечатляющему росту в Индии. В Австралии и Океании показатели уменьшились: на 5,3% за год и на 22,3% за пять лет.
Однако рекламный рынок в Азиатско-Тихоокеанском регионе сократился на 6,5% за год и на 7,3% за пять лет. В Латинской Америке прибыль от тиражей выросла на 0,6% за год и на 3% за пять лет. Вслед за ней увеличилась прибыль от рекламы – на 4,9% за год и на 27,7% за пять лет.
Наконец, в Африке и на Ближнем Востоке сообщают о росте доходов от тиражей на 1,2% за год и на 3,7% за пять лет. Рекламные бюджеты выросли на 2,2% за год и на 22,1% за последние пять лет.
В Германии доля выручки от продаж изданий растет с 2009 года, тесня доход от рекламы (по данным Федеральной ассоциации немецких издателей газет (BDZV)). На сегодняшний день доля выручки от продаж немецких печатных СМИ возросла до 60 процентов, явившись ярким доказательством тенденции.
Некоторые ключевые факты из доклада «Тенденции мировой прессы»:
- 2,7 млрд человек по всему миру читают печатные газеты, в то время как 770 млн пользуются информацией на цифровых платформах.
- Тиражи проданных печатных изданий в 2014 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 6,4 процента в глобальном масштабе. То есть за последние пять лет это увеличение составило 16,5 процента. Это, главным образом, связано с увеличением количества находящихся в обращении изданий в Индии и других странах Восточной Азии.
- Во всем мире 93 процента от общего объема доходов газет составляет именно прибыль от продаж печатных версий. До сих пор прибыль от электронных версий и цифровой рекламы не превысили прибыль от традиционных изданий. Тем не менее суммарный доход от электронных тиражей и рекламы вырос на 8,5% в 2015 году и на 60% за пять лет.
Источник: dnv-online.net, adworld.ie
Перевод: Наталья Корнеева, Богоцкой Олег