Правительство Москвы обсудило изменения в закон «О торговом сборе», которые могут быть введены в самое ближайшее время. О чем именно идет речь, в эксклюзивном интервью руководителю отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики города Москвы Максим Решетников.
Корреспондент: Федеральный законодатель дал возможность ввести торговый сбор городам федерального значения. Петербург вроде как решил повременить, Севастополь тоже. А вот Москва своим правом воспользовалась незамедлительно. Как Вы думаете, почему?
Максим Решетников: Первое, что, наверное, надо сказать: мы действительно долго анализировали ситуацию в торговле. И мы видим определенный пласт компаний, которые — при том, что ведут деятельность на потенциально достаточно прибыльных объектах, — налоги в городской бюджет либо не платят совсем, либо платят символические. Еще раз подчеркну, что рядом, на аналогичных же объектах, существует бизнес, который теми же самыми товарами торгует, примерно в тех же формах свою деятельность осуществляет, но абсолютно нормально платит налоги!
Максим Решетников: Более того, за последние два года в городе накоплен позитивный опыт внедрения патентной системы налогообложения; и предприниматели, которые пришли на патент, говорят — да, отличная система. Мы видим, что число патентов растет — больше всего, кстати, растет как раз в сфере розничной торговли. А торговый сбор — по сути, это тот же самый патент. Просто патент можешь покупать, можешь не покупать, а торговый сбор — обязательная форма. При этом торгового сбора не надо бояться. Дело в том, что вообще впервые в налоговом законодательстве использована практика вычета одного налога из другого налога. Иными словами, торговый сбор — это не увеличение номинальной налоговой нагрузки, это установление минимального фиксированного налогового платежа. Если вы платили 10 рублей торгового сбора, а дальше получили 100 рублей налога на прибыль, это значит, что вы налога на прибыль заплатите не 100 рублей, а 100 минус 10. Поэтому торговый сбор, с нашей точки зрения, это выравнивание конкуренции, это обеспечение условий, когда все в равной степени платят налоги, ну и, по большому счету, абсолютно нормальный подход, который никоим образом не должен повлиять на практику ведения бизнеса, которая сейчас сложилась.
Корреспондент: Несмотря на Вашу убедительность, Вы лучше меня знаете, что началось, как только Москва объявила о введении торгового сбора. Была настоящая буря эмоций со стороны бизнеса: вы нас закрываете, мы все умрем, мы не вынесем, мы только-только привыкли к новым тратам — и тут опять очередной сбор. Сегодня, с Вашей точки зрения, эта волна негатива спадает?
Максим Решетников: Судя по тому, против чего протестовал бизнес — а бизнес протестовал против авансовой системы уплаты налога, против крайне высоких ставок и так далее — так вот, судя по всему этому, никто просто не читал закон на первом этапе. То есть все о нем что-то слышали, и эти «страшилки» друг другу пересказывали. На самом деле, уплата налога сейчас не авансовая, а по факту: квартал прошел — оплата до 25 числа месяца, следующего за отчетным, и так далее. А ставки установлены крайне-крайне скромные — за базу взята как раз та самая патентная система налогообложения, где мы, если говорить о патенте, на уровне от 30% до 50% от максимально возможных ставок. Если говорить о торговом сборе, то он вообще… Вы только вдумайтесь: минимальный уровень налоговой нагрузки — это 10% от средней налоговой нагрузки 2014 года! Мы видели, куда развивается ситуация, понимали, что будут непростые времена, и с учетом этого установили ставку действительно на минимальном уровне. Поэтому говорить, что сейчас присутствует какая-то паника, не стоит — скорее, есть точечные вопросы, которые бизнес еще задает. Может быть, потому что информация еще недостаточно распространилась: а как платить, а какова форма уведомления, а как делать вычет и так далее, и так далее. Мы все эти вопросы собрали и разместили сейчас на сайте Департамента экономической политики — сделали там вообще отдельный раздел по всем налогам, и в частности, очень крупный раздел по торговому сбору. Пожалуйста — туда можно зайти, посмотреть всю информацию, и если какие-то вопросы остались, можно всегда обратиться в адрес департамента. Мы ответим, и часть этих ответов, если они носят типовой характер, также разместим в Интернете.
Корреспондент: Одна из претензий, которую бизнес предъявлял к торговому сбору, — довольно узкий список льготников. Правительство Москвы обсуждало именно тему расширения льготного списка?
Максим Решетников: Если честно, я бы не сказал, что список льготников сразу был узким — мы изначально отработали все обращения со стороны бизнеса.
Максим Решетников: Но, действительно, прошло полгода, и ряд бизнес-направлений к нам обратились со словами: рассмотрите внимательнее нашу ситуацию. Мы рассмотрели, вникли в практику делового оборота, потому что зачастую... Ну вот, скажем, пример с теми же кинотеатрами, у которых идет какая-то торговля в фойе. Строго говоря, эта торговля может быть организована в виде общепита, а общепит у нас не подпадает под налогообложение торговым сбором, но по ряду резонов, абсолютно обоснованных аргументов, коллеги это «предприятие» организовывают не в виде общепита, а в виде торговли. В то же время, они справедливо говорят, что это — торговля, которая носит спорадический характер, что все-таки основная их тема — продажа билетов на кинопоказы. Соответственно, если применять торговый сбор, это существенно исказит экономический расклад, и уровень налоговой нагрузки повысится, да там и торговый зал сложно вычленять из всего остального. И мы, вникнув в данную ситуацию, и вдобавок изначально понимая, что это, что называется, «не наши клиенты», — мы предлагаем сейчас для них налоговую льготу установить. И понимая, что тут потенциально могут быть какие-то еще частные организации — музеи, театры и так далее, мы заодно и эти случаи прописали.
Есть дополнительный ряд тем. Вопрос, который еще задавал бизнес — про сопутствующую торговлю при оказании бытовых услуг, то есть, когда в парикмахерской стоит какая-то стойка с косметическими изделиями. Формально это тоже торговля, но мы постарались прописать такие критерии, чтобы вывести подобные варианты из-под налогообложения. Одним словом, то, что сейчас предложено — это тоже результат взаимодействия с бизнесом. И конечно, я абсолютно не исключаю, что возникнут еще какие-то вопросы и темы — мы всегда внимательно относимся к бизнесу, особенно когда бизнес дает нам цифры и раскладки, показывает, как он платит налоги. И мы всегда идем навстречу добросовестным налогоплательщикам с тем, чтобы какие-то нюансы их бизнеса учесть и ни в коей степени не нарушить ту практику делового оборота, которая сложилась.
Отдельная, социально острая и очень чувствительная тема — «печатники». С одной стороны, для розничной печатной торговли создаются, прямо скажем, льготные условия. И более того, подразумевается, что здесь до 40% продукции продается непрофильной, то есть, не печатной. Так что там есть источники доходов. Но в то же время, действительно, есть аргументы с их стороны, достойные рассмотрения. Так что по итогам обращений в адрес мэра Москвы сегодня было принято решение дополнительно предоставить льготу торговым точкам, реализующим печатную продукцию. Но при этом надо понимать: как только мы даем дополнительные льготы, мы параллельно будем и более жестко следить за специализацией — с тем, чтобы не возникала конкуренция, искаженная разными налоговыми условиями. То есть, всем стоит понимать: любые налоговые льготы - это не только возможность, это еще и обязательства.
Предложения по внесению изменений в закон г. Москвы «О торговом сборе»:
1.Освободить от обложения торговым сбором:
— Торговлю на территории агропродовольственных кластеров
— Торговлю в кинотеатрах, театрах, музеях (если доля дохода от продажи билетов составляет не менее 50%)
2.Освободить от уплаты торгового сбора лица, оказывающие бытовые услуги, если:
— Используются объекты нестационарной торговой сети, стационарной торговой сети без зала или с залом общей площадью менее 100 кв.м
— Основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, ремонту одежды, ремонту обуви и прочих изделий из кожи, часов и ювелирных изделий, изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей
— Площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% в общей площади объекта
3.Предоставить льготу торговым точкам, реализующим печатную продукцию
Информация предоставлена Департаментом экономической политики г. Москвы
Корреспондент: Тогда давайте уточним. С 1 июля все должно начать действовать, и все должны начать подавать уведомления в налоговые органы и принимать в расчет уплату торгового сбора. Но возможно ли, что после 1 июля будут еще какие-то изменения в практике его взимания, в списке льготников? Или все вопросы, которые необходимо решить, вы решите до 1 июля, а потом обратного пути не будет?
Максим Решетников: Это как раз тот случай, когда все изменения к лучшему. И такие изменения в пользу бизнеса мы, безусловно, можем ввести, если увидим ситуацию, даже и в июле, и в августе, и в сентябре. То есть, это налоговые льготы, которые могут начать действовать задним числом. Другое дело, что все это мы делаем после обсуждения с бизнесом, после рассмотрения органами власти и обсуждения на антикризисной комиссии, а итоговое решение принимает Московская городская Дума. И мы все будем делать максимально публично.
Корреспондент: Еще один вопрос касается ставок. Насколько они фиксированные, подлежат ли пересмотру, в связи, например, с внешне- и внутриэкономическими раскладами? И как часто они вообще могут быть пересмотрены?
Максим Решетников: Ставки, которые сейчас установлены, давайте честно говорить — они по факту установлены, наверное, в 2013 году. Мы тогда установили стоимость патента, потом его еще несколько дифференцировали в 2014 году, но после этого не меняли. А ставки торгового сбора привязаны у нас к стоимости патента, и мы не планируем их менять. То, что сейчас установлено, будет действовать и во втором полугодии 2015 года, и на 2016 год мы, в общем, менять это все не планируем. Сейчас система стабильна, а дальше — давайте посмотрим, как будет развиваться экономика, как будет себя чувствовать бизнес, как бизнес будет платить налоги.
Корреспондент: Как вы думаете, те самые льготники, которые могут появиться и после 1 июля, кто это может быть? Сейчас есть примерные оценки, какой вид деятельности, по большому счету, вправе претендовать на льготы?
Максим Решетников: Знаете, я бы темой льготников не увлекался. Введение льгот на сегодняшнем этапе — это, что называется, вывести из-под налогообложения тех, кого и не предполагалось налогооблагать, кого мы и не видели в роли налогоплательщиков. Потому что кинотеатры, театры и прочие социальные объекты — ну, действительно, мы их там не видели. Поэтому у нас нет задачи ввести налог, а потом массово раздать льготы. Это неправильно с точки зрения налогообложения как системы, а особенно — учитывая достаточно низкий уровень этого сбора. Мне кажется, здесь важнее, чтобы мы четко отладили администрирование, чтобы у бизнеса было ощущение, что все работают в одних условиях. Чем больше мы раздаем льгот, тем вернее может возникнуть ощущение несправедливости: я плачу, а кто-то рядом не платит. Вот это неправильно! Еще и еще раз хочу подчеркнуть: налоги могут быть высокими или низкими, это, может быть, даже не самое главное. Главное, чтобы их платили все в равной степени. Вот это, как ничто иное, важно для развития экономики, для честной конкуренции, для формирования единых для всех правил игры.
Администрирование торгового сбора: шаги плательщиков и налоговых органов после 1 июля 2015 года
ШАГ 1. Организации и индивидуальные предприниматели направляют уведомление плательщика торгового сбора в налоговые органы
Срок: в течение 5 рабочих дней со дня начала ведения торговли. Если деятельность уже ведется – до 7 июля 2015 года
Важно: рекомендуемая форма уведомления – в процессе утверждения. Утверждаемую версию можно найти на сайтеregulation.gov.ru или на сайте Департамента экономической политики г. Москвы в разделе «Налоговая политика» depr.mos.ru
ШАГ 2. Налоговые органы ставят на учет в качестве плательщика торгового сбора
Срок: в течение 5 дней после получения от организации или индивидуального предпринимателя уведомления
ШАГ 3. Налоговые органы направляют плательщику свидетельство о постановке на учет (в качестве плательщика торгового сбора)
Срок: в течение 5 дней с даты постановки на учет
ШАГ 4. Плательщики уплачивают торговый сбор
Срок: не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения (кварталом)
В первый раз торговый сбор нужно уплатить до 26 октября 2015 года
ШАГ 5. Плательщики уменьшают сумму уплачиваемых налогов на прибыль/доход на сумму торгового сбора (можно вычесть, только если было подано уведомление плательщика торгового сбора)
Важно: формы деклараций не меняются (будут уточнены инструкции по заполнению действующих форм с учетом торгового сбора)
Информация предоставлена Департаментом экономической политики г. Москвы
Источник: Департамент экономической политики и развития города Москвы
Оригинальный заголовок: Максим Решетников: Торговый сбор — инструкция по применению
Похожие новости: Причуды торгового сбора