Шёл октябрь 2012 года. Президент России Дмитрий Медведев, стоя на фоне осенних деревьев в белой рубашке и кожанке, смотрел в камеру. «Это документ, чувствительный для каждого россиянина, — говорил президент. — Правительство рассмотрит законопроект Минздрава, который предусматривает запрет курения в общественных местах». Медведев заверил, что такой законопроект отвечает интересам жителей страны. «Но нужно не только запретить курение в общественных местах и продажу сигарет на каждом углу. Но и полностью запретить рекламу табака», — отчеканил он.
С 1 июня 2013 года, согласно «антитабачному» закону № 15-ФЗ, курение было полностью запрещено в городском и пригородном транспорте, у входов в здания вокзалов и аэропортов, на территории и в помещениях госучреждений и соцслужб, на рабочих местах и в рабочих зонах, на территориях детских площадок, пляжей и в самолётах. С 15 ноября 2013 года в России была полностью запрещена реклама сигарет в печатных СМИ и интернете, а также введены штрафы за курение в неположенных местах. С 1 июня 2014 года курить запретили в поездах дальнего следования, кафе, ресторанах, барах и гостиницах; открытая выкладка табачных изделий в магазинах тоже стала незаконной.
Не повезло и пиву с крепким алкоголем: 14 июля 2011 года президент Медведев подписал закон, по которому пиво было приравнено к остальным алкогольным напиткам; через год его рекламу запретили на телевидении и радио. Уже через четыре дня следующий президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий любую рекламу алкоголя в печатных СМИ и интернете.
Впрочем, 21 июля 2014 г. в закон «О рекламе» ввели поправки, позволявшие до 31 декабря 2018 года рекламу пива во время телетрансляций спортивных соревнований — так требовала Международная федерации футбола из-за проведения в 2018 году в стране Чемпионата мира по футболу. А в последний день прошлого года Путин подписал закон, который разрешает рекламировать на ТВ и радио вино (в том числе шампанское), сделанное в России из выращенного на её территории винограда. Такая реклама допускается с 23 до 7 часов местного времени в теле- и радиопрограммах, за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований.
За месяц до этого на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) выступал заместитель министра связи Алексей Волин. Чиновник, который убеждён, что журналисты «работают на дядю и пишут так, как скажет дядя», призвал либерализовать ситуацию на рекламном рынке в СМИ. «Сказать с этой трибуны про то, что пора возвращать табак и алкоголь в телевизор — это, наверное, будет громко сказано, но в печатные СМИ мы точно считаем, что нужно возвращать табак и алкоголь», — утверждал он. По словам Волина, запрет на рекламу алкогольной и табачной продукции в СМИ сильно урезали «экономическую базу» изданий, поэтому всем участникам рынка следует участвовать в разработке поправок в законопроект.
Независимо от Волина проект поправок в закон «О рекламе» подготовила Ассоциация распространителей печатной прессы (АРПП) вместе с Гильдией издателей периодической печати (ГИПП). 19 декабря 2014 года документ направили в Госдуму. Глава АРПП Александр Оськин заявил, что поправки должны разрешить рекламу табака и алкоголя в печатных СМИ, что стабилизирует рекламный рынок в печати.
На заявление Волина быстро отреагировал вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. На своей страничке в facebook он написал: «Отвечая на продолжающиеся вопросы и нелепые слухи, утверждаю, что никакой активности по возвращению рекламы табака и крепкого алкоголя в СМИ на уровне законотворческой деятельности не происходит. Перспективу возникновения подобной инициативы я оцениваю с большим скепсисом, так как не вижу основы для её поддержки в парламенте». А потом добавил, что просит «табачных и алкогольных лоббистов, а также их сторонников из СМИ, не суетиться, представляя желаемое действительным».
«Сторонники из СМИ», про которых говорил Железняк, всё-таки засуетились и обратились к Путину. 18 февраля 2015 года главные редактора ведущих СМИ на закрытой встрече с президентом передали ему письмо с просьбой поддержать издания в кризисный период. Одна из мер — отменить запрет на рекламу алкоголя и табака. Письмо подписали представители «Ведомостей», «Коммерсанта», «РБК» и других главных СМИ страны. Председатель союза журналистов Москвы Павел Гусев, который был на встрече, уточнил, что Путин дал поручение профильным ведомствам рассмотреть просьбу.
В тот же день Минкомсвязи разработало антикризисный план развития медиаиндустрии, в котором были прописаны меры по увеличению доходов и сокращению расходов в СМИ. В плане отмечалось, что снятие запрета на рекламу табака и алкоголя в СМИ, на ТВ, радио и интернете увеличит доходы изданий.
Действия АРПП, главных редакторов ведущих СМИ и Минкомсвязи основаны на печальной статистике: в первом квартале 2015 года рекламные доходы российских газет и журналов сократились до 4,8–5 млрд руб. — больше чем на треть. Об этом в мае сообщила Ассоциация коммуникационных агентств России. Ранее главный редактор «Московского Комсомольца» Павел Гусев трагически заявил «Ведомостям», что такое падение [рекламных доходов] для отрасли — катастрофа. По его словам, из-за закона о запрете рекламы табака и алкоголя к концу года могут закрыться 20-25% печатных СМИ.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая, в частности, контролирует соблюдение законодательства о рекламе, написала отрицательный отзыв на предложение Минкомсвязи о возвращении рекламы табака и алкоголя в СМИ. После этого Минкомсвязи предложило компромиссный вариант — снять ограничения на рекламу до 2018 года включительно. Заместитель министра связи Волин сказал, что «во второй половине года можно будет изучить ситуацию и последствия принятых мер и определиться с дальнейшими путями развития». ФАС обещал подумать.
Пока одна служба думает, другая — Роспотребнадзор — также отрицательно высказалась о снятии запрета на рекламу алкоголя. На сайте ведомства говорилось: «Массовое распространение алкоголизма выступает фактором, серьёзно ограничивающим возможности общества обеспечивать реализацию прав граждан на жизнь и безопасность, получение соответствующего воспитания, образования и необходимой для достойной жизни профессии, защиту их от преступных посягательств, морального насилия и издевательств со стороны лиц, злоупотребляющих алкоголем».
Российский социолог и сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем и Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина, уверена, что запрет на рекламу табака и алкоголя в СМИ не отменят. «По табаку я уверена на 99%, что не могут, — говорит Халтурина. — Опасность табака установлена на международном уровне Рамочной конвенцией. Она обязывает стороны конвенции полностью запрещать рекламу табака». По её словам, Россия, которая является председателем рамочной конвенции, выставила бы себя тряпкой табачного лобби, разрешив рекламу табака. «Я убеждена, что руководство страны — за здоровое население. Выросла смертность от алкогольных отравлений, поэтому сейчас этим вопросом озаботился Владимир Путин. И [насчет отмены запрета на рекламу алкоголя в СМИ] у меня тоже большие сомнения», — считает Халтурина.
На днях интернет-издание Slon опубликовало статью, в которой подробно разбирается, каким образом лоббисты манипулируют информацией, чтобы показать несостоятельность Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе с табаком и российского антитабачного закона.
В июне 2015 года ВЦИОМ сообщил, что в 2014 году доля курильщиков в стране составляла 35%, а в 2015 году она уменьшилась лишь на 1% — то есть фактически курильщиков не стало меньше. Халтурина считает, что ВЦИОМ «давно вышел из ранга приличных компаний социологических опросов». «У них постоянно гуляет выборка, — говорит Халтурина. — Более симпатичные опросы у Росстата и других служб. Они все показывали, что в течение последних лет Россия впервые за постсоветский период снизила потребление табака». По словам Халтуриной, курильщиков в стране стало меньше на 6% от числа общего населения страны. И все это — из-за антитабачного закона, считает Халтурина: «Каждый шестой курильщик — это рекорд. Продажи алкоголя и табака снижаются. В общем и целом, мы видим позитив».
Халтурина понимает проблему СМИ, но считает, что падения рекламных доходов происходит из-за того, что все издания переходят в интернет. «Почему бы государство не взять больше акцизов с табачников и не заказать на эти деньги СМИ рекламу здорового образа жизни? СМИ же это самим неприятно — когда их используют таким образом», — говорит Халтурина. По ее словам, табачники занимали 1% рекламного рынка печатных СМИ, «из-за запрета на рекламу ушло 2% доходов». «Да, это неприятно, но не такая большая трагедия», — говорит она.
По словам исполнительного директора ГИПП Елены Шитиковой, полное возвращение рекламы алкоголя и табака в СМИ маловероятно: «С такой скоростью принятия решений в отношении прессы, какая существует на сегодняшний день...». Шитикова говорит, что в России нет запрета на продажу алкоголя и табака, есть только некоторые ограничения по времени и местам продаж. «Значит, это такой же товар, как и все остальные, — утверждает Шитикова. — И в отношении него должны действовать те же самые законы, что и в случае рекламы любых других товаров. Между тем лоббистские игры привели к тому, что доходная часть бюджетов многих СМИ потеряла до 15 процентов поступлений». Представитель ГИППа сообщает, что в Госдуму уже внесен законопроект, разрешающий продажу табачных изделий в киосках прессы: «Надеемся, он будет принят. А антитабачный закон, к сожалению, не принес результатов».
Директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Табакко Россия» Александр Лютый считает, что российский антитабачный закон — один из самых строгих в мире. «Он принимался в спешке и не учитывал интересов курильщиков и бизнеса, — говорит Лютый. — Неудивительно, что все чаще чиновники и предприниматели выражают недовольство законом и его влиянием на бизнес: владельцы ресторанов жалуются на отток курящих клиентов, издатели газет и журналов — на потери из-за запрета рекламы, а владельцы киосков — на убытки из-за запрета продавать сигареты». По его словам, бизнес производителей сигарет страдает не из-за запретов на курение, а из-за стремительно растущих налогов на табак. Акцизы и, как следствие, цены на сигареты растут быстрее, чем доходы потребителей. Это стимулирует приток контрабандной и контрафактной продукции на рынок. «За прошлый год объем легального табачного рынка снизился почти на 10%», — сообщает Лютый. Он уверяет: про необоснованность полного запрета рекламы табачных изделий его компания говорила и раньше. «Запрет рекламы оправдан, когда речь идёт о местах, которые часто и массово посещают несовершеннолетние: метро, аэропорты и вокзалы, — заявляет Лютый. — Но полное лишение совершеннолетних потребителей права на получение информации о легальной продукции, в том числе посредством ее ответственной рекламы и маркетинга в местах продаж, является чрезмерным и противоречит Конституции России».
В отличие от Шитиковой, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин, считает, что вероятность возвратить рекламу алкоголя и табака в печатных СМИ до 2018 года — 50 на 50. «У такого либерального решения очень много противников, — говорит Оськин. — Среди них, прежде всего, консервативная часть общества, которая верит в необходимость воспитания взрослых людей насильственным путем. Кроме того, здесь активно действует фармацевтическое лобби, крайне заинтересованное в ограничении рекламы табака и алкоголя и усиления рекламы фармацевтических и медицинских средств. И наконец, малообразованная и плохо информированная часть общества, являющаяся, по сути, жертвой двух предыдущих категорий». По его мнению, инициатором запрета на рекламу являются популистские деятели в Госдуме и правительстве, наживающие на этом политический капитал. Сюда же, по его словам, можно отнести и фармацевтическое лобби в России и за рубежом, «которое благодаря своей антитабачной и антиалкогольной кампании получает баснословные доходы».
Оськин считает, что недопустимо ограничивать взрослых людей и насильственно пытаться обратить их в антитабачную и антиалкогольную веру. Реклама играет роль просвещения и информирования широких народных масс, считает представитель АРПП. «Каждый гражданин в праве самостоятельно формировать свое отношение к этим явлениям и предметам. Поэтому очень важно, чтобы наше общество, исповедующее свободу и права человека, следовали этим принципам в части прав человека на доступ к информации и свободу действия. Но, естественно, без нанесения ущерба другим людям». На вопрос, как бы Оськин скорректировал закон о запрете табака и алкоголя в СМИ, он говорит, что вообще бы его отменил. «Как предвзятый и односторонний — работающий в пользу определенных сил», — заканчивает Оськин.
Как закончится эпопея борьбы лоббистов против закона — покажет уже ближайшее время. Статистика говорит за результативность принятых ранее мер по ограничению рекламы алкоголя и табака. Однако, в условиях санкций и кризиса рекламного рынка, соблазн снять ограничения слишком высок. Министерство здравоохранения России до публикации заметки не смогло представить свою позицию.
Читайте далее: «Йод» поговорил с городским активистом о методах борьбы с курением в общественных местах, морали и здоровой стране.
Иван Чесноков
Источник: Йод
Оригинальный заголовок: Дело — табак
Похожие новости: Депутат Андрей Туманов внес в Госдуму законопроект, разрешающий продажу табака в киосках прессы