Что такое лонгрид?

Лонгрид – это такой стиль подачи информации, при котором читатель видит длинную-длинную страницу, на которой текст много раз перебивается различными вставками: фото, видео, инфографика, звук и т.д. Очень часто эти вставки подгружаются динамически, по мере пролистывания страницы. Но любая длинная страница текста – это еще не лонгрид.

Mediakritika.by выяснила, что есть лонгрид, встречаются ли они в белорусских СМИ и насколько они удобны для чтения.

Первым лонгридом принято считать проект New York Times под названием Snowfall («снегопад»), который вышел в 2012 году и был посвящен событиям февраля того года, когда обильные снегопады вызвали лавину в местечке Туннел Крик. Подготовка «Снегопада» заняла у редакции полгода. В результате читатели получили огромный мультимедийный проект из шести частей: общий объем текста превышал сто тысяч знаков, страницы содержали фотографии (отдельные и в виде слайд-шоу), видео, инфографику и обильный виртуальный снегопад по всему экрану. Получился новый формат подачи информации: не бег по заголовкам и чтение по диагонали, а то, что хочется отложить на потом – когда будет побольше времени, чтобы прочесть статью целиком, «от корки до корки».

Постепенно лонгриды взяли на вооружение многие другие мировые СМИ, в том числе русскоязычные. У «Комсомольской правды» появились «Америка заколоченных небоскребов» и «Нищета по-европейски», у «Ленты.Ру» – «Первая Мировая. Война, изменившая мировую историю», у «Коммерсанта» – «Земля отчуждения» и «День, когда началась война». Вот тут, например, подобрали «16 лонгридов, которые хочется пересматривать и перечитывать».

Важно понимать, что качественный лонгрид – это не только «много текста и фоток», это еще и интерактивная подача информации. Обратите внимание, что в «Земле отчуждения» в начале страницы мы слышим счетчик Гейгера, а в «Дне, когда началась война» – звук воздушной сирены. По мере пролистывания страницы подгружаются фотографии во весь экран и фотогалереи, включаются и замолкают мелодии и песни, автоматически начинает проигрываться видео. Не обошлось и без накладок: например, на этой карте из лонгрида про войну искажена территория Беларуси – города нарисованы совсем не там, где им положено быть.

Красивый вид лонгридов во многом обеспечивается так называемой параллаксной версткой – когда отдельные элементы (фото, текст, фоновая картинка) движутся с разной скоростью, иногда при этом – в разных направлениях. Вот на этой странице, например, можно наблюдать одно из ярчайших проявлений параллакса: мы скролим страницу вниз, а сайт «ездит» вправо-влево, вверх-вниз, не подчиняясь привычной логике прокрутки.

Со временем это стало приводить к обратному эффекту: любой сайт с параллаксной версткой повадились называть лонгридом, хотя одного лишь параллакса недостаточно. Скажем, прикрытый KYKY тоже использует параллакс-эффект в верстке, но лонгридами его статьи от этого не становятся. Вот здесь в карточках кратко и понятно расписано, как создавать лонгриды.

Словом, лонгрид – это красиво и интересно, это то, что хочется перечитать и пересмотреть в другой и в третий раз. Но наряду с «красивостями» и «плюшками» у лонгридов есть свои недостатки.

Один из них вытекает из названия: Long Read – «долгое чтение». На прокрутку страницы с лонгридом надо затратить куда больше времени (и усилий), чем обычных страниц. Вот для примера взяли «Лентовский» лонгрид про Первую Мировую, а конкретно – про убийство в Сараево, и начали его скролить вниз (браузер Opera 30, разрешение экрана 1.440х900). чтобы пролистать страницу сверху донизу, нам пришлось нажать клавишу "Page down" 75 раз. При этом объем текста – относительно небольшой: всего 18.700 знаков. Для сравнения взяли похожую по объему (21.200 знаков) статью с кучей картинок – на ее прокрутку потребовалось всего 22 нажатия клавиши. То есть, условно, на тысячу знаков текста нужно вчетверо меньше нажатий «Page down». И если бы в статье про сараевское убийство динамичную инфографику заменить статичной, состоящей из одной картинки, то и вся страница стала бы намного более компактная (таких инфографик по тексту разбросано несколько). Правда, возможно, что при этом статья перестала бы быть лонгридом, а стала бы просто длинной статьей.

Еще один (для читателя) недостаток – сложность чтения с мобильного устройства. Ведь мобильное устройство – это не только 12-дюймовый планшет или 6-дюймовый смартфон, а еще и огромное число самых обычных мобильников с Java-браузерами и 2-дюймовыми экранами. Обычные статьи, новости, расписания, френдленты, вот это все, – вполне удобно читать, но вот параллаксы и подтягивающиеся видеоролики доступны далеко не на всех устройствах.

Вот как выглядит часть «коммерсантовского» лонгрида про войну на экране компьютера и в различных браузерах нескольких мобильников и смартфонов. Между двумя кусками текста в оригинале находится картинка-подложка и видеоинтервью, которое начинает проигрываться автоматически.

В мобильных браузерах текст остался читаемым, картинки-подложки не видать, а видео либо не отображается, либо показано в виде статичной картинки.

Чем хороши и чем плохи лонгриды с точки зрения редактора? Главный редактор портала TUT.BY Марина Золотова рассказала нам:

- Меня несколько раздражает, что слово "лонгрид" используют сейчас все кому не лень, особенно не задумываясь над тем, что это слово значит. В понимании многих лонгрид – это длинный текст с картинками. Мне не раз приходилось слышать: "А вы напишите не заметку, а лонгрид". Все-таки под лонгридами я понимаю именно мультимедийные истории вроде ставшего классикой Snowfall от New York Times. И еще одно обязательное условие – отдельная страница со специальной версткой. Создание лонгрида – это дорогое удовольствие. И уж если ты его задумал, ты должен четко понимать, зачем тебе это надо.

Если есть непреодолимое желание сделать лонгрид, то надо выбирать материал, ценность которого не зависит от времени. То есть он должен быть интересен сам по себе, не быть привязанным к конкретным событиям, чтобы его можно было почитать, посмотреть, изучить и спустя месяц, и год, и десять лет после публикации. Важно, чтобы это материал хорошо индексировался поисковиками, потому что после того, как он исчезнет с главной страницы вашего ресурса, именно поисковые запросы станут основным источником трафика. И еще важно, чтобы за визуальными красивостями не потерялось содержание.

Пожалуй, наиболее близкий к классическому лонгриду - спецпроект SPORT.TUT.BY "Славные парни" , посвященный тафгаям, который вышел в день старта ЧМ по хоккею в Минске. На подготовку этого проекта ушло около недели работы команды – журналистов и разработчиков. В итоге его посмотрели 90 тысяч человек. Мы ожидали большего результата, конечно.

Нет смысла вываливать на читателя сразу кучу разноформатных материалов: его зацепит что-то одно, а все остальное, над чем трудилась целая команда, пропадет. Если готовить какой-то спецпроект, то лучше выдавать материалы постепенно, а потом объединить их на одной странице. Так мы поступили с «Америкой в лицах» и проектом «Война и судьбы». Важно, чтобы у этих проектов был менеджер – человек, который отвечает за то, чтобы каждый (журналист, редактор, фоторедактор, дизайнер, разработчик) сделал свою работу хорошо и вовремя. Идея в том, чтобы и каждый материал представлял собой ценность, но и в целом перед тобой должен быть завершенный проект, а не цикл материалов.

От себя добавим, что такой подход – спецпроект, объединяющий несколько связанных между собой статей – широко практикует Lenta.Ru: так, вышли циклы «Страна, которой нет» (про СССР) и «Дни затмения» (про Беловежские соглашения).

В целом среди других белорусских СМИ лонгриды не завоевали сколько-нибудь заметной популярности – сходу даже и не найдешь в поисковике. На днях нечто похожее на лонгрид появилось на сайте «Iдэя», но из мультимедийного тут – лишь подвижная карта и одна аудиодорожка. Так что это все же не лонгрид, а именно что длинный текст с широченными фотографиями.

Александр ЛЫЧАВКО

Источник: MEDIAKRITIKA.BY

Оригинальный заголовок: Просто длинный текст – еще не лонгрид: как интернет-издания осваивают новый формат

Похожие новости: Эксперты выделили главные черты современных СМИ