Однако в классической форме создать саморегулируемую организацию на этом рынке, по разным причинам, пока не удается. Хотя некие формы СРО все-таки могут найти здесь применение. На состоявшемся 28 мая с.г. заседании правления Ассоциации распространителей печатной продукции коммерческий директор ООО «Экспресс Медиа Маркет» Георгий Григорян представил разработанную в АРПП систему сертификации распространителей прессы. PlanetaSMI.RU обратилась к Георгию Севановичу за подробностями.
— Георгий, на недавнем правлении АРПП вы рассказали о создании системы добровольной сертификации услуг розничной торговли периодическими изданиями. Для нашего рынка такое предложение в новинку…
— Добровольная сертификация услуг розничной торговли для многих направлений бизнеса — обычная практика. Системы добровольной сертификации регистрируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Как правило, создание отраслевых проектов с элементами саморегулирования инициируется участниками рынка в периоды кризисов. Так в 2003 году практически все предприятия, поставляющие прессу в магазины самообслуживания, стали убыточными. Они вынуждены были совместно решать проблемы и для этого создали координационный совет. Но как только кризис миновал, совет прекратил свое существование. Основной причиной закрытия проекта стало отсутствие реальных заказчиков на качество услуг.
Предложение создать систему, основанную на оценке качества услуг розничной торговли, для нашего рынка новое. Есть риск, что после прохождения очередного кризиса (неопределенности), интерес к проекту со стороны участников рынка будет падать. Но я уверен, в среднесрочной перспективе, если сертификат будет реально отражать качество услуг, его наличие у организации будет давать ей реальные конкурентные преимущества.
Надо четко понимать, что без признания сертификатов соответствия со стороны региональных властей, издателей и оптовых предприятий, большой пользы от их наличия у организации или индивидуального предпринимателя нет.
Чтобы добиться признания сертификатов надо добиться, в первую очередь, признания авторитета органа сертификации. Попытки делать «экспресс-сертификации» по понятиям и за былые заслуги, в системе которую я представляю, невозможны.
— И вы думаете, что наш рынок воспримет эту идею?
— А что такое региональный рынок? В первую очередь рынок должен быть интересным для ведения бизнеса. Рынок — это не только внешний вид торговых объектов, это подготовленные продавцы с достойной зарплатой, это широта и глубина ассортимента и сопутствующих товаров и услуг, это удобство размещения объектов, их количество и режим работы, доступные цены и многое другое. Рынок — это доступ во всех проявлениях к товару (для обеспечения существующего спроса) и программы, стимулирующие дополнительный спрос.
На правлении АРПП я предложил создать систему мониторинга тарифов и условий ведения бизнеса по каждому региону РФ для специализированных торговых объектов «печать».
Если региональные власти предоставят нормальные условия для ведения бизнеса, участники просто обязаны будут обеспечить высокое качество услуг розничной торговли. В этом случае отраслевая сертификация фактически помогает государству решать задачи по удовлетворению потребностей населения в чтении и информации, а также обеспечивает адресную поддержку предприятий, готовых конкурировать на основе качества.
Надеюсь, что участники рынка, которые имеют долгосрочные планы развития, быстро поймут выгоды сертификации.
— Каков будет механизм проведения сертификации?
— Для начала надо обеспечить открытость, т.е. дать заинтересованным лицам возможность ознакомиться с правилами и процедурами проведения сертификации, с проектами документов.
Орган сертификации должен проводить на постоянной основе рабочие семинары и приглашать специалистов предприятий для обсуждения вопросов, связанных с качеством услуг розничной торговли.
Как только организация будет готова пройти процедуры сертификации, она заявляет о своей готовности (подает заявление) и декларирует, что во всех торговых объектах (по списку реестра организации) услуги розничной торговли соответствуют требованиям органа сертификации.
На это заявление орган сертификации подготавливает решение о начале проведения сертификации. Стороны подписывают договор.
По результатам контрольных проверок производится оценка соответствия услуг розничной торговли требованиям органа сертификации и принимается решение о выдаче свидетельства соответствия.
Будут применяться две схемы сертификации: первая — оценка мастерства продавцов прессы (проверка процессов оказания услуги), вторая — оценка организации (обучение продавцов, правила выкладки, обеспечение ассортиментом).
— И во сколько обойдется сертификация заявителям?
— Для организации или ИП стоимость сертификации зависит от количества торговых объектов. Оплата будет производиться на договорной основе. Стоимость проверки одного торгового объекта составит не более 1000 рублей, а количество проверок не более 20% в год от общего количества торговых объектов организации. В стоимости будут учтены затраты на проверку процесса оказания услуг со стороны менеджеров организации. Срок действия сертификата — один год. По окончанию сертификационной работы заказчику выдается заключение, в котором изложено решение о выдаче или невозможности выдачи сертификата соответствия. При положительном решении, выдается сертификат соответствия и разрешение на применение знака соответствия.
— А судьи кто? Кто конкретно будет оценивать — соответствует ли тот или иной киоск прессы требованиям системы сертификации?
— Название системы — «Сводный регистр АРПП». НП «АРПП», как инициатор проекта, предлагает другим отраслевым организациям стать активными участниками системы добровольной сертификации. Для этого в составе экспертного совета будут представители общественных организаций и специалисты отрасли. Экспертный совет не только контролирует порядок выполнения работ, но является главным законодательным органом системы.
В случае споров и претензий к работе органа сертификации обсуждение переходит в апелляционную комиссию. Для проведения проверок создается группа контролеров. Решение о соответствии требованиям подготавливает директор органа сертификации на основе проведенных проверок. Коллегиальность при подготовке правил сертификации и персональная ответственность при подготовке решения — залог успеха.
— И сколько киосков вам удастся сертифицировать, например, за год?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, внесу важную поправку: мы не будем сертифицировать торговые объекты; мы будем сертифицировать услуги розничной торговли организации или ИП. Сам сертификат получать будет предприятие или ИП, а уже в приложении к нему будет представлен перечень торговых объектов, соответствующих требованиям системы сертификации.
Таким образом, кстати, сформируется реальный реестр всех торговых объектов Москвы, что очень важно. Орган сертификации предоставит актуальные данные по НТО со специализацией «печать». Всегда можно будет отследить: не поменялось ли состояние объектов, не закрылись ли они, выполняют ли они свои услуги с заявленным качеством.
— Сертификация, как я поняла, будет проводиться исключительно на добровольной основе?
— Да.
— Какие возможные проблемы в работе системы вы видите уже сейчас?
— Высокая степень неопределенности для участников рынка. Региональные власти медленно принимают решения об условиях ведения бизнеса и часто меняют их.
— Многие ждут от сертификации быстрой отдачи...
— Как известно, состояние и материальная база участников рынка распространения может быть очень разной. У одних своя хорошо отлаженная логистика, инструменты обеспечения качества, квалифицированный персонал, налаженная система закупок и т.п. У других многие процессы отданы на аутсорсинг и не всегда в договорах с исполнителями есть гарантии соблюдения стандартов оказания услуг. Головная организация, желающая пройти сертификацию, должна полностью отвечать за качество предоставляемых услуг, независимо от того, кто конкретно управляет торговой точкой. Она должна контролировать выполнение установленных правил.
— А к этим правилам относится работа с ассортиментом?
— Наличие минимального ассортимента — ключевое требование. Допустим, что в регионе утверждены 10 типовых конструкций торговых объектов, тогда для каждого, в зависимости от площади, необходимо определить минимальный ассортимент.
— И что система сертификации даст рынку?
— Для распространителей, например, сертификат качества, выданный авторитетным органом сертификации, становится важным преимуществом при проведении разного рода аукционов и тендеров.
Для издателей система сертификации также дает немало преимущества, например в области знаний и маркетинга. Из-за отсутствия отраслевого реестра, издатели, при проведении маркетинга, сталкиваются с тем, что не могут «найти концов» торговой точки. Поставщик товара говорит, что она его, владелец — что его, управляющий — что его… Базы путаются, аналитика «едет»… Реестр сертифицированных торговых точек специализации «печать» устранит всю эту неразбериху. Уже не говоря о том, что самому издателю, при заключении договора, по наличию или отсутствию сертификата у партнера-распространителя будет понятно, с кем он имеет дело.
Уверен, наша инициатива найдет поддержку не только у отрасли, но и у Департамента СМИ и рекламы г.Москвы, с которым мы активно работаем.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Завершается подготовка к сертификации распространителей прессы в Москве