Минэкономразвития выражает протест. Министерство не одобряет закрепление пешеходной доступности НТО на федеральном уровне

Минпромторг России подготовил проект поправок к проекту федерального закона №704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности», направленных на развитие нестационарной и мобильной торговли и значительно снижающих количество административных барьеров для предпринимателей.

Однако основополагающие пункты отправленного на согласование в Минэкономразвития РФ документа вызвали в его Департаменте развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции протест, что поставило под угрозу саму идею содействия малому предпринимательству.

В Минпромторг России от Минэкономразвития РФ поступило ответное письмо (есть в распоряжении PlanetaSMI.RU), подготовленное по итогам рассмотрения проекта поправок к проекту федерального закона №704631-6. Изучив документ, Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития не поддержал целый ряд поправок, принятие которых, в свою очередь, в значительной мере облегчило бы бремя административного давления на малый и средний бизнес.

Так, Минпромторг России в проектируемых «Требованиях, предъявляемых к схеме размещения нестационарных торговых объектов и торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов», указывал:

•«…в целях обеспечения пешеходной доступности НТО для жителей соответствующего муниципального образования не допускается ограничивать их размещение в местах с высоким пассажиропотоком, на территориях пешеходных зон, в парках, садах, на бульварах, в непосредственной близости к торговым центрам, рынкам, культурно-досуговым центрам, в и иных местах, если размещение таких нестационарных торговых объектов соответствует требованиям законодательства Российской Федерации».

Введение данной нормы на законодательном уровне позволило бы размещать те же киоски печати, работающие исключительно с товаром импульсного спроса — газетами и журналами, в местах наибольшего скопления потенциальных покупателей. Киоски прессы, на фоне нестабильной ситуации с подпиской, по-прежнему остаются одним из важнейших каналов распространения печати. Например, в Москве, по экспертным оценкам, более 95% тиражей газет и журналов распространяются именно в розницу. Однако введенные за последние годы многочисленные административные ограничения по установке объектов нестационарной розницы, в том числе специализации «печать», привели к тому, что на сегодняшний день только порядка 15% киосков, торгующих газетами (повторим — товаром импульсного спроса), действительно располагаются зонах повышенного трафика. Остальные же 85% вынесены на малопроходимые места, расположенные далеко от транспортных потоков. В итоге, газеты, удаленные от пути следования людей, неумолимо теряют тиражи. По подсчетам экспертов Ассоциации распространителей печатной продукции, при перемещении эффективно работающего киоска прессы хотя бы на 30 метров от зоны пассажирского трафика, объемы продаваемых через него тиражей падают в два раза. Это значит, что минимум половина граждан, привыкших покупать по дороге на работу газету, остается без свежей печати. Данный фактор как нельзя лучше иллюстрирует важность размещения НТО специализации «печать» именно в местах высокого пассажиропотока, что и было предложено Минпромторгом России для всего рынка малой розницы в проекте поправок к проекту ФЗ №704631-6.

Однако Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ данную идею не поддержал. По его мнению «закрепление в федеральном законодательстве требований к функционированию НТО является ограничением самостоятельности местного самоуправления по решению вопросов местного значения…». Как указывается в его ответном обращении, проектируемые Минпромторгом нормы могут создать препятствия муниципальным органам для эффективного обеспечения населения услугами торговли и для организации благоустройства соответствующей территории, и не позволят должным образом решать указанные вопросы местного значения. Иными словами, Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции предлагает оставить нестационарную розницу все там же — во дворах, куда по причине недальновидности некоторых чиновников она была задвинута в прошлые периоды.

Еще одним спорным пунктом стал вопрос заключения и расторжения договора на размещение нестационарного объекта. Разрабатывая документ, Минпромторг России предлагал не только установить семилетний срок размещения, но и предполагал, что договор на размещение должен предусматривать возможность перезаключения на новый период по заявлению предпринимателя. Иными словами, он мог бы быть пролонгирован неограниченное количество раз, а причиной отказа для перезаключения могло стать только лишь наличие у предпринимателя задолженности. Безусловно, закрепление данного положения на законодательном уровне стало бы прочным фундаментом для развития малого и среднего предпринимательства.

Напомним: о необходимости пролонгации договоров аренды земельных участков на льготных условиях уже не первый год говорят и на рынке распространения периодики. Именно этот пункт стал одним основных в представленной в апреле этого года в Центральном доме журналиста «Концепции развития розничного распространения периодической печати в Москве на период до 2020 года». Авторы документа (АРПП), исполнение которого позволит увеличить численность объектов розничных продаж прессы более чем в два раза и обеспечить рост объемов реализации периодики в 2,5-3 раза, указывали: по истечении сроков разрешенного размещения НТО необходимо обеспечить продление разрешительных документов без проведения конкурентных процедур согласно утвержденной Минпромторгом «Стратегии развития торговой деятельности в РФ на 2015-2016 гг. и на период до 2020 г.»

Однако и это предложение Минпромторга России вызвало у профильного департамента Минэкономразвития протест. По мнению Минэкономразвития, установление безусловной обязанности уполномоченного органа местного самоуправления перезаключать договор на размещение НТО неограниченное количество раз неоправданно. В Минэкономразвития считают основополагающим именно конкурсный принцип распределения мест для размещения НТО, однако допускают возможность предоставления субъектам РФ права определять условия бесконкурсного продления договора с добросовестными предпринимателями.

Помимо нестационарной торговли, нареканиям со стороны Минэкономразвития подверглись и предложения Минпромторга в части регулирования торговли мобильной.

Таким образом, в целом крайне позитивный для малого и среднего бизнеса документ, положения которого стали бы спасительными для оказавшихся в крайне непростых экономических и административных условиях предпринимателей, оказался по своим основным пунктам забракован профильным департаментом в Минэкономразвития РФ. Несогласие с необходимостью размещения НТО в местах наибольшего трафика, то есть именно там, где людям удобнее всего совершать покупки «по пути», грозит еще большим нарастанием проблем у непопадающих в крупную розницу мелких производителей, а также продолжением кризиса в системе печатных средств массовой информации и системы их распространения.

Не менее странно несогласие Минэкономразвития с фундаментальным правом на неограниченное число продлений договоров на право размещения объектов для законопослушных предпринимателей. Почему предприниматель должен постоянно находиться в роли «временщика», стремящимися всеми силами «отбить» за короткий срок вложенные средства? При необходимости замены киосков на новые форматы, чего с той или иной регулярностью требуют местные власти, продавцы низкомарженального товара «пресса» вновь и вновь задаются вопросом — стоит ли вообще заниматься периодикой? Стоимость нового киоска ложится тяжким бременем на их слабую экономику, а отбить конструкцию за прописанный в договоре срок в 3-5 лет не представляется возможным. Будучи уверенными в продлении договора (да еще на прежнем, «прикормленном» месте с постоянными покупателями, чьи вкусы и потребности давно известны) продавцы прессы в прямом и переносном смысле обрели бы твердую почву под ногами, а значит — стали бы готовы к инвестированию: в развитие, в ассортимент, в оборудование. Следуя всем законам экономики, единственное, чего должен бояться предприниматель — это изменения рыночной конъюнктуры, но никак не административного давления со стороны сменяющих друг друга чиновников. Нынешний кризис малых форматов торговли проистекает исключительно по причине отсутствия регулирования на федеральном уровне и вольной трактовки на уровне субъектов. Отсутствие твердых правил в сфере торговли и гарантий предпринимателям позволяет местным чиновникам манипулировать положениями действующих законов по своему усмотрению, не согласуясь с государственной стратегией как в целом по развитию торговли, так и в частности по повышению доступности печатного слова.

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU

Оригинальный заголовок: Минэкономразвития выражает протест. Министерство не одобряет закрепление пешеходной доступности НТО на федеральном уровне

Похожие новости: Минэкономразвития против интересов малого и среднего бизнеса