«Люди, занятые в подписном бизнесе — настоящие патриоты», — Вадим Зайцев, Агентство «Роспечать»

Большой интерес на состоявшейся 30 июня конференции «Развитие рынка дистрибуции печатной продукции в рамках Евразийского экономического союза» вызвал доклад генерального директора ОАО «Агентство “Роспечать”» Вадима Зайцева, который, напомним, был назначен на этот пост менее чем за месяц до мероприятия (сообщение о назначении г-на Зайцева появилось в СМИ 4 июня с.г.). PlanetaSMI.RU расшифровала его выступление.

***

Вадим Зайцев,

генеральный директор ОАО «Агентство “Роспечать”»:

— Агентство «Роспечать» работает на рынке много лет, поэтому об основных проблемах системы распространения прессы мы знаем на собственном опыте.

С одной стороны подписка на газеты и журналы в своей основе — бизнес, на котором все участники процесса должны зарабатывать. С другой — это политическая составляющая, и чем эффективнее будет налажена работа в данном направлении, тем прочнее будет связь с коллегам по Таможенному союзу и странам СНГ, и тем сплоченнее будет наше общество. Поэтому с этой точки зрения, люди, занятые в подписном бизнесе, — настоящие патриоты, несущие в широкие массы, как внутри страны, так и за ее пределами, патриотическую идею.

Часто звучащий вопрос «что сделать, чтобы удержать людей на бумажном носителе?» я бы перефразировал по-другому: что сделать, что бы удержать людей на букве? На самом деле не так уж важно, что именно читают люди: газету, журнал или электронный носитель. Главное, что они читают. Когда-то машины были на паровой тяге, теперь — на двигателе внутреннего сгорания, в будущем возникнет что-то еще. Это все — нормальная трансформация процессов. Человечество всегда будет развивать технологии, а предпринимателям необходимо держаться мейнстрима.

Вся сегодняшняя аналитика говорит о том, что рынок подписки, во-первых, проседает, во-вторых — перераспределяется за счет появления новых игроков (например, о создании собственного подписного агентства недавно заявила «Почта России»). Так что рынок подписки в России смело можно назвать высоко конкурентным. Что же делать для того, чтобы удержаться на нем?

Допущу аллегорию. Представьте себе плоскость с четырьмя шарами: «спрос», «предложение», «стоимость» и «возможности». Мы пытаемся этими шариками жонглировать; как только мы теряем один из них, бизнес рушится. Поэтому для того, чтобы успешно работать на подписном рынке и дальше, необходимо не просто заключать договоры, но и манипулировать человеческим сознанием, приучая людей к чтению. Российский рынок печати год от года падает. И это падение влечет за собой не только наши отраслевые трудности, но и проблемы внешне политического характера. Масса негативных событий, происходящих в странах СНГ, по сути являются «косяками» в нашей совместной информационной работе. Плохо построена работа с населением по информированию, по донесению культурных ценностей и политический идей. Отсюда и результат.

Агентство «Роспечать» разработало огромный блок маркетинговых стратегий, направленных на продвижение культуры чтения среди населения. Знаю, что подобные проекты есть и у наших коллег по Таможенному союзу. Например, в Казнете развивается проект бесплатного доступа к электронным версиям книг. Это один из положительных примеров пропаганды чтения и приучения к нему людей, проводящих много времени в Интернете.

Агентство «Роспечать», как правопреемник системы «Союзпечати», осуществляет деятельность по всему российскому пространству и пространству бывших советских республик. Поэтому, имея собственную качественную  экспертизу, могу сказать, что рынок подписного бизнеса, так же как и рынок розничных продаж, на сегодняшний день очень де-консолидирован. В основном он представлен региональными игроками. По сути, «Роспечать» — это единственная бизнес-сеть, которая работает на всем федеральном пространстве России. И в наших планах консолидация всего рынка, объем которого, по экспертным оценкам, сегодня составляет порядка 2 млрд долларов.

Что касается деятельности на территории стран СНГ, то в каталог агентства «Роспечать» включена масса изданий из республик бывшего Советского Союза. Тем не менее, объемы подписки повсеместно падают, сигнализируя нам о необходимости принятия мер, направленных на прекращение данной тенденции.

Идеи о каких мерах должны быть транслированы на федеральный уровень?

Во-первых, рынок должен быть упорядочен. Данную стратегию мы транслировали и в Минпромторг, и в Администрацию Президента. Нельзя допустить того, чтобы рынок подписки был монополизирован. Постулат о том, что самый неэффективный собственник — государство, общеизвестен. Поэтому тревога, вызванная возможным появлением игрока-монополиста, который «сметет» весь рынок, обоснована.

Во-вторых, создание монопольного предприятия не улучшит качество подписки, а у остальных игроков просто не хватит средств для эффективной конкуренции, и тогда вообще вся система подписки рухнет. Поэтому давайте вспомним аллегорию про плоскость с четырьмя шарами: мы должны научиться эффективно ими управлять, параллельно донося сигналы от бизнеса в наш регулятор, который принимает решения по созданию бизнеса на уровне государственных учреждений.

Что касается конкретных предложений, то я бы отметил следующее.

Первое: на сегодняшний день проводимая ФГУП «Почта России» тарифная политика по перевозке международных бандеролей не способствует продвижению российской периодики за рубеж. Цены постоянно растут, и наша маржа «съедается» удорожанием стоимости перевозок. Поэтому мы считаем, что должен быть разработан механизм субсидирования грузоперевозок, который осуществляет ФГУП «Почта России», для того чтобы ни подписное агентство, ни издатель не страдали от «экономических случайностей».

Второе: на сегодняшний день в Налоговом кодексе РФ прописана нулевая ставка на добавленную стоимость на применение особых налогов в отношении государств-членов Таможенного союза. У нас заявлена нулевая ставка на налог на добавленную стоимость, но применяется эта ставка хитрым способом. Когда распространитель получает денежные средства, он не выделяет издателей, от которых получил деньги. Для того чтобы он мог применить нулевую ставку НДС, он должен раскрыть всю цепочку агентских договоров. А это крайне затруднительно, так как распространитель далеко не всегда знает, кто является его финальным потребителем. Таким образом, распространители прессы попадают под ставку НДС, применяемую ко всем прочим коммерческим организациям, что не лучшим образом сказывается на и без того слабой экономике отрасли. Считаем необходимым обратиться в соответствующие органы власти с просьбой о корректировке указанной нормы.

Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU

Фотография: rosp.ru

Похожие новости: Проблемы развития рынка дистрибуции печатной продукции в рамках Евразийского экономического союза