Выступая, генеральный директор предприятия «Росчерк» (Республика Беларусь, г.Минск) Татьяна Зеленкевич представила участникам мероприятия расширенный доклад о системе распространения периодики и книг в своей стране. PlanetaSMI.RUподготовила ее доклад к публикации.
***
Татьяна Зеленкевич,
генеральный директор предприятия «Росчерк» (Республика Беларусь, г.Минск):
— В Республике Беларусь на сегодняшний день проживает 9,5 млн человек. Республика делится на шесть областей, при этом столица — город Минск — является самостоятельной административной единицей, которая не входит ни в одну из них. В Минске проживает порядка 1,8 млн. человек. Основу системы распространения прессы в Республике Беларусь представляет оставшиеся со времен СССР система «Союзпечати», и «Белкнига», которая сегодня является основным игроком на белорусском рынке распространения книжной продукции.
Основным управляющим органом отрасли на территории республики является Министерство информации Республики Беларусь, которое регулирует как систему распространения прессы, так и систему книг.
Российская пресса приравнена в республике к иностранной, даже несмотря на то, что русский язык является у нас государственным, и 95% распространяемой прессы — это газеты и журналы именно на русском языке. Тем не менее, российская пресса является иностранной, и чтобы распространяться на территории Республики Беларусь, издателю необходимо подать свидетельство о регистрации средства массовой информации (плюс один экземпляр) и получить разрешение на распространение. По новому законодательству до 1 июля с.г., если предприятие занимается распространением прессы, оно должно было быть включено в реестр и подать указанные сведения в Министерство информации.
Возглавляемая мною компания «Росчерк» является крупнейшим дистрибьютором печатных изданий на территории Республики Беларусь. В ее портфеле крупнейшие международные бренды, а также российские и белорусские газеты и журналы и книжная продукция. «Росчерк» обслуживает порядка 3,5 тыс. точек по продаже прессы и книг, в том числе поставляет порядка 700 наименований в сеть «Союзпечать». В Беларуси в последнее время активно развивается сеть продажи через гипер- и супермаркетах; активно работая в этом направлении сегодня мы обслуживаем порядка 600 торговых точек. Не оставил «Росчерк» без внимания и подписку; по этому направлению мы работаем с «Белпочтой», уже четыре года подряд выигрывая тендер на поставки периодической печати для организации подписки. Хотя должна признать, что условия тендера крайне жесткие… Кроме того, «Белпочта» берет процент за маркетинг (продвижение подписки на территории республики). Однако данное сотрудничество очень перспективно для участников рынка, так как выигравший тендер игрок поставляет прессу по всей территории республики.
Компания «Росчерк» имеет свой автотранспорт и логистику; мы постоянно инвестируем в развитие и технологии продаж. Так, в 2014 г., несмотря на общеэкономические кризисные явления, мы вложили немалые средства в свой логистический центр. И хотя от нас до Москвы 700 км, мы выдерживаем сроки поставок и дни продаж по всей территории республики. Ведь основной залог успеха распространения прессы — своевременность.
Постоянно инвестирует в свое развитие и «Союзпечать». Благодаря развитию своей торговой сети, падения продаж тиражей в ней не наблюдается. Эта компания активно развивает направление павильонов, обновляет сеть, вводит автоматизацию. Не так давно «Союзпечать» инвестировала средства в новый программный продукт, благодаря чему в разы повысила эффективность собираемых аналитических данных и анализа.
Если говорить о Евразийском экономическом союзе, то вступление в него Республики Беларусь привнесло в нашу работу множество положительный моментов, главный из которых — свободное перемещение груза. Но все же российским партнерам не надо забывать, что Беларусь — отдельное государство со своим налогообложением, и российский рубль является для нас валютой, причем очень гибкой (курс может меняться несколько раз в день). Хотелось бы, чтобы наши партнеры-поставщики из России помнили об этом. Основной вопрос, который волнует нас — это вопрос возвратов. Как предприятие, работающее в другом государстве, мы не можем обеспечить возвраты в кратчайшие сроки, и хотели бы, чтобы наши российские партнеры относились к этому с пониманием.
Что касается развития рынка печатных СМИ в Беларуси, то на сегодняшний день его можно назвать перспективным по целому ряду направлений. Например, по направлению коллекционных изданий. В 2015 г. только издательский дом DeAgostini запустил пять новых проектов. Поэтому падения в этом секторе рынка у нас в республике нет.
Однако на лицо сокращение в сегменте традиционной периодической печати. Мы, со своей стороны, стараемся максимально насыщать сеть, проводим, совместно с издателями, маркетинг, изучаем спрос. Эта плановая работа, безусловно, приносящая свои положительные плоды.
Поэтому повторюсь — рынок Белоруссии очень перспективен, что подтверждается эффективностью продаж. И я не вижу предпосылок к реальному падению сегмента печатных СМИ. Возможностей для развития много, и их надо использовать, инвестируя в новые проекты и производство.
Если помните, первые переговоры по Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу начались между Беларусью, Россией и Казахстаном еще в 1995 году. Нам понадобилось 15 лет для начала совместной работы в данном формате. И впереди у нас еще долгий путь, который, я уверена, мы успешно пройдем, совместно решая актуальные для нас общие задачи.
Источник: PlanetaSMI.RU
Фотография: sirp.by
Похожие новости: Доклад Д.В. Мартынова на тему "Рынки распространения печатных СМИ и книг России и стран Таможенного союза"