Владислав Зинченко: Создаётся впечатление, что печатные СМИ не нужны власти

Антикризисный эксперт, главный редактор газеты «Единство» (Павловский район) ответил на вопросы читателей

Милана Кудрявцева (Темрюк): Как вы считаете, во время экономического кризиса стоит ли редакциям расширять сферу коммерческих услуг? Сможет ли это спасти газету и принести дополнительные средства?

Владислав Зинченко: Сомневаюсь в этом. В крае есть примеры, когда редакции выращивали кукурузу, грибы, закупали картофель, торговали книгами. Ничего хорошего из этого не вышло. Сосредоточившись на дополнительной коммерческой деятельности, журналисты стали меньше уделять внимание содержанию газеты, нередко писали статьи на скорую руку, что приводило к ухудшению издания и падению тиражей.

Редакция «Единство» пошла по другому пути. В начале 90-х годов мы начали выпускать информационно-развлекательное приложение «У газетного киоска». Его тираж одно время превышал 4000 экземпляров и приносил неплохой доход в редакционный бюджет. Сейчас он из-за развития Интернета снизился до 1100 экземпляров.

Возникает вопрос, на который трудно найти ответ: какой коммерческой деятельностью должна заниматься газета? Когда в станицах и на хуторах закрываются магазины, практически сидят без работы люди, оказывающие бытовые услуги. В этой ситуации редакции трудно найти нишу для коммерческой деятельности.

Марина Новохацкая (Абинск): Зависит ли ваша экономическая составляющая от работы Союза журналистов Кубани? Если да, то каким образом?

Владислав Зинченко: Не зависит. И я думаю, не должна зависеть. Считаю, что помощь Союза журналистов Кубани должна заключаться в другом: в защите журналистов от произвола властей, методической помощи, в анализе содержания газеты, проведение конкурсов, встреч с интересными людьми, ведущими журналистами страны  и так далее.

Игорь Семилетов (Динская): По вашему мнению, стоит ли выплачивать гонорары журналистам во время экономического кризиса?

Владислав Зинченко: Глупый вопрос. Уверен в том, что в структуре зарплаты журналистов гонорар должен занимать 40-50 процентов, то есть стимулировать их на высокую производительность труда и качество работы. В редакции «Единство» разработано положение о гонораре, которое учитывает количество опубликованных строк и их качество. Я вспоминаю далёкие годы, когда в нашей газете (тогда она называлась «Путь к коммунизму») гонорар был символическим. В итоге работали с колёс. Часто в газету ставили тассовские материалы.

Петр Смиянов (Кропоткин): Как вы считаете, что во время экономического кризиса пагубно влияет на экономику печатных изданий?

Владислав Зинченко: Ответ очевиден. Мы зависим от того, как работают или работают вообще промышленные предприятия, строительные организации, фермеры, сельскохозяйственные акционерные общества и так далее. Когда люди сидят без работы или получают мизерную зарплату, им не до газеты. Особенно трудная экономическая ситуация в сельской местности. Наше государство не стимулирует инвесторов, которые создавали бы  производства в глубинках. Поэтому многие из них строят предприятия в крупных городах или вокруг них, чтобы пользоваться благами  мегаполиса. Что остаётся делать людям на селе? Уезжать в поисках работы. Например, в Павловском районе есть старая казачья станица Незамаевская. На бумаге здесь проживает 2700 человек, фактически, по информации главы поселения, осталось чуть более 1000. Остальные находятся на заработках на Крайнем Севере, в Москве, Ростове-на-Дону, санаториях побережья Чёрного моря. Конечно, газету они не выписывают и не читают.

Евгений Пермяков (Усть-Лабинск): Учитывает ли Почта России экономику вашей редакции (снижает цену на подписку или нет)? Как вообще обстоят дела с подпиской в вашей газете?

Владислав Зинченко: Почта России учитывает лишь свои интересы. Ещё лет пять назад в структуре цены на газету «Единство» доля почты составляла не более 30 процентов. Два года назад, повысив тариф в два с половиной раза, почта поставила редакции газет, в том числе и нашу, на грань банкротства. Чтобы выжить в этой ситуации, «Единство» и другие газеты перешли на двухразовый выпуск в неделю, а некоторые стали еженедельниками. Перейдя на двухразовый выпуск, мы потеряли 500-800 читателей. Но выхода другого не было. При трёхразовом выпуске  из 520 рублей подписной цены почте доставалось бы 375 рублей. Нам  – 145 рублей. В настоящее время цена газеты 582 рубля, нам остаётся 262 рубля. В других редакциях ситуация хуже – некоторые получают от подписки 100, 80, 50 и даже 10 рублей. Никакой  предприниматель не продавал бы товар по цене ниже себестоимости. Но мы вынуждены это делать.

По поводу подписки. Тираж газеты на 1 июля 2015 года составил 8675 экземпляров, из них почта подписала 8500. Показатели вроде бы неплохие, если учесть, что население района не превышает 64 тысяч жителей. Мы благодарны коллективу почтамта за проделанную работу. Но в, то же время, ещё три года назад тираж газеты превышал 10000 экземпляров. О причинах падения тиража я скажу, отвечая на другие вопросы.

Сергей Пономарев (Краснодар): Экономический кризис «больно» ударил по нашим газетам. Некоторым печатным изданиям пришлось закрыться. Как вы думаете, закрытие предприятия – это естественный процесс в тяжелые времена, или все-таки есть шанс отстоять свое предприятие? И как это можно сделать?

Владислав Зинченко: У меня создаётся впечатление, что печатные СМИ не нужны российской власти. Для того чтобы «Почта России» не поднимала тарифы, надо было найти в бюджете страны 3-4 миллиарда рублей. Сумма эта не ахти какая, если годовой бюджет Краснодарского края превышает 240 миллиардов рублей. Но правительство Медведева этих денег не нашло. Или, скорее всего, не захотело. Практически во всех странах Европы правительство поддерживает печатные СМИ, которые являются не только источником информации, но и важным культурным сегментом, сохраняющим национальные языки.

Если на уровне правительства не будет принята программа поддержки качественных СМИ (речь не идёт о «жёлтой прессе»), то, вполне вероятно, газеты станут вымирать. Путь к спасению некоторые политики регионального уровня видят в объединении районных газет. Но такое мы уже проходили. В начале 60-х годов по инициативе Никиты Хрущева были созданы производственно-территориальные управления, объединившие по 3-4 района. На этой территории выходила лишь одна газета. Например, павловская «Путь к коммунизму» распространялась в Кущевском, Крыловском, Ленинградском районах. Её тираж не превышал 5000 экземпляров, из них более 4000 выписывали в Павловском районе. Жители остальных муниципалитетов её практически не читали.

P.S. Я высказал своё субъективное мнение по проблемам, затронутым в вопросах читателей. Многие со мной могут не согласиться. Готов с ними поспорить.

Источник: Кубанский репортер

Похожие новости: Сокращение региональных бюджетов бьет по прессе