Тогда распространители прессы не смогли больше сдерживать рост розничных цен, предлагаемый издателями, которые ежеквартально повышали отпускные цены.
Сегодня же, в условиях сложной экономической ситуации, связанной с нестабильностью и ростом курса основных иностранных валют, в цепочке создания и распространения прессы не осталось ни одного звена, которое могло бы удержать повышение цен на газеты и журналы. Типографии работают на импортном оборудовании с импортными расходными материалами и 70% российских изданий печатаются на импортной бумаге, следовательно, растет себестоимость продукции. В то же время у дистрибьюторов в связи с ростом цен на топливо ощутимо увеличиваются логистические издержки. Все это, по мнению экспертной группы АРПП, ежемесячно проводящей мониторинг цен на периодику в розничных торговых объектах, и привело к невыгодному для кошелька читателя результату.
Однако стоит отметить, что в данном случае речь идет об усредненном показателе – в период с января по июнь с.г. на различные издания и в различных торговых форматах цены менялись порой совершенно противоположным образом. И несмотря на это, осталось небольшое число изданий, которые по праву можно назвать «лидерами стабильности» - в большинстве торговых объектов цены на них за прошедшее полугодие не повышались. Среди них в низкой ценовой категории (до 50 руб.) – ежедневные издания «Российская газета» и «Твой день», еженедельные газеты «Собеседник» и «Совершенно секретно», в средней ценовой категории (от 51 до 150 руб.) – женские Cosmopolitan, «Красота и здоровье», «Домашний очаг» (mini), некоторые издания категории «для мам». Более дорогие, но удержавшие цену на одном уровне журналы «Худеем правильно» и «Современный дом».
В целом драйвером роста цен на газеты и журналы в первом полугодии стал 1-ый квартал, средний по всем объектам с прессой прирост розничных цен на периодику за 2-ой квартал составил лишь 1,5%. Причем июнь оказался не самым стабильным – только за последний месяц пресса подорожала на 0,8%. Однако в отдельных форматах торговли периодикой в июне выросли цены примерно на 5% на журналы «За рулем», «9 месяцев», Elle girl. В то время как «Караван. Коллекция историй» (мини формат), издание SNC, газеты «Моя семья» и «Комсомольская правда» (Толстушка) в сетях FMCG стали за последний месяц стоить дороже на 7-10%.
Если говорить о разнице изменения цен в различных сегментах рынка распространения прессы, то в очередной раз сильнее остальных форматов цены на газеты и журналы повысили супермаркеты. Пресса в сетях FMCG подорожала в среднем на 1% за июнь и на 9% за 6 месяцев с начала года, в то время как киосковые сети и газетные автоматы в метро увеличили розничные цены на периодическую печатную продукцию на 0,4% и 5-6% соответственно за аналогичные периоды.
Следует отметить, что за последний месяц не корректировались цены в сторону повышения на большинство спортивных изданий, при этом газета «Советский спорт» и еженедельник «Советский спорт-Футбол» не дорожали с января с.г., а журнал PROCпорт – и вовсе с октября 2014 г.
За прошедший месяц также было зафиксировано и снижение розничных цен на некоторые печатные СМИ. В частности, июльский номер страноведческого издания «Вокруг света» продавался в некоторых супермаркетах на 20% дешевле, чем прошлый выпуск, а цена на ежедневную «Комсомольскую правду» упала за месяц на 5%.
Что касается прогнозов по дальнейшему изменению цен на газеты и журналы в 2015-м году, то эксперты отрасли сходятся во мнении, что их рост должен несколько замедлиться. Произойдет это на волне тенденции к снижению общей инфляции на потребительские товары, которую видит Банк России. Председатель ЦБ Э.С.Набиуллина заявила: «Мы ожидаем, что с учетом принятых мер инфляция в этот период начнет снижаться. К тому времени в значительной степени будет исчерпано действие тех временных факторов, которые привели к ее росту». Однако несмотря на это, на сегодняшний день есть все предпосылки к тому, что в 2015 году цены на газеты и журналы побьют все рекорды роста за последние 5 лет.
Экспертная группа АРПП