Стремительное развитие Интернета, а затем и появление онлайновых средств массовой информации поставили под угрозу существование печатных изданий. Можно ли в прямом и переносном смысле отправить газеты и журналы в топку? «ТопТюмень» собрала мнения экспертов, журналистов и читателей.

Печатные СМИ вымрут в период с 2013 по 2025 год. А последняя подпись в сдаче последнего номера будет поставлена 28 декабря 2037 года в 16.00, эксперт по СМИ Андрей Мирошниченко (книга «Когда умрут газеты»).

Борьба электронных и печатных изданий, о которой говорят повсеместно с появлением Интернета фактически в каждом доме, сродни естественному отбору, когда один более приспособленный вид численно увеличивается, а другой – с неблагоприятными признаками – уменьшается. Впервые о том, что в будущем охотиться за вниманием читателей предстоит только одному виду журналистики, а именно, непечатному, стали утверждать в 90-ых годах. Тогда Всемирная паутина была еще не такой сильной, а газеты и журналы безраздельно властвовали на рынке пишущих средств массовой информации.

Специалисты предсказывали – век печати недолог, а первыми ощутимыми признаками изменений в пользу Интернета стало закрытие The Guardian в 2011 году, известное издание полностью перешло в «онлайн». Тогда глава издания Алан Расбриджер отметил, что будущее — за цифровыми форматами. Спустя два года от бумаги отказался Newsweek.

В 2014 году среднестатистический россиянин тратил 4 часа на ТВ, почти 3 часа на радио, 1,5 часа на интернет и около 10 минут на чтение журналов и газет.

Падение популярности печатной продукции связывают с массой причин: от непрактичности и цены до дискредитации изданий. Газеты и журналы, особенно те, которые выходят раз в неделю или в месяц, опаздывают с информационными поводами, пишут о вчерашних темах и не интересуют читателя. Интернет предлагает массу бесплатных информационных ресурсов, которые готовы в режиме реального времени рассказывать о событиях. Принято считать, что современное мышление – клиповое, то есть: максимум картинок, минимум текста, а это не формат печати.

Да и в целом, печатная пресса ориентирована на тех, кто любит читать, а, к сожалению, таких людей в стране становится меньше. И родина Толстого, Достоевского, Чехова и других великих писателей уже далеко не самая читающая страна в мире — седьмое место.

Интернет придуман не для того, чтобы передавать через него что-то серьёзное, знания, он придуман для справки, он придуман для обмена

Однако первый заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Бутман отмечал, что качественную бумажную прессу убивает не Интернет, не радио, не телевидение, а убивает другая бумага. «Какие-то абсолютно безобразные листки, которые ещё более наглые, чем любая блогосфера. Там это хоть обозначено как блог, а здесь это как газета. Плюс бесплатные газеты, которые существуют во многих странах, газеты, раздающиеся в метро», — сказал он в одном из эфиров.

Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев в этом же эфире заявил, что ситуация похожа на то, что происходит в энергетике: сначала были дрова, потом уголь, потом нефть, газ, атомные электростанции. «И структура оказывается сложной, не происходит замещения одного энергоносителя другим», — сказал Фадеев.

16 декабря 1702 года Петр I подписывает указ о создании первой русской печатной газеты «Ведомости»

Вопреки статистике, эксперты все же не спешат ставить крест на печати. Генеральный директор канала RT Алексей Николов, выступая на медиафоруме в Тюмени, отметил, что каждый вид СМИ нашел своего читателя. Интернет – это новости о событиях, которые только произошли или даже еще продолжаются, а печатная журналистика переквалифицировалась в аналитические издания, ведь бумагу принято читать.

По словам доцента Института филологии и журналистики ТюмГУ Николая Шишкина, не стоит «хоронить» печатные СМИ даже в отдаленной перспективе. За ними останутся элитарная и низовая ниши, они по-прежнему будут широко представлены в качестве носителей рекламной информации.

В том, что газетам и журналам на фоне развития доступных рядовому пользователю интернет-технологий будет доставаться все меньший кусок рыночного пирога, сомневаться не приходится.

Печать остается одним из основных источников информации в деревнях. Как отметила заместитель главного редактора газеты «Тюменская область сегодня» Раиса Ковденко, Интернет есть только у молодежи и чиновников. «Газеты продолжают выписывать пенсионеры. Людям нужны разные источники информации», — сказала она.

Так, для 78-летнего Анатолия Викторовича из Горьковки газета – это не только набор интересных статей, но и телепрограмма, а также отличное средство для растопки банной печи. «Раньше приносили и “Тюменскую область сегодня” и “Красное знамя”, а сейчас нет, кризис, наверно», — делится мнением пенсионер.

Так или иначе, со временем любой интересный журнал или газета может превратиться в ненужную макулатуру. Топ, «как использовать старую прессу»:

•Отличное средство для растопки печи или мангала

•Поглотители влаги из обуви

•Скатерть на пикнике или подложка для чистки рыбы

•Обвертка для любых вещей

•Наполнитель для кошачьего туалета

•Заменитель тряпки для мытья окон

•Утеплители окон

•Горшочки для рассады

•Веер

•Мухобойка

Заместитель главного редактора газеты «Тюменская правда» Ольга Радутная и главный редактор «АиФ: Западная Сибирь» Елена Аталыкова предлагают вспомнить фильм «Москва слезам не верит», где один из героев утверждал, что через десять лет ничего, кроме телевидения, не будет. «Ситуация точно такая же: все говорят, что будет сплошной Интернет, а печать не сохранится», — поясняет Ольга Радутная.

Люблю журналы за их формат. Удивительно, но я могу свободно читать электронные книги, но никогда в жизни не скачаю себе Vogue или Interview. Вообще, журналов сейчас очень много, и каждый читается с разными целями: какие-то дают голове долгожданный отдых, играют роль «жвачки для мозгов», какие-то не просто расслабляют, но и дарят возможность узнать что-то новое и полезное. Да и чем еще заняться в автобусе, если не читать? Мария, 17 лет.

Лично для меня электронный вариант текстовых документов, журналов и книг не такой удобный. Напрягается зрение, читать не так комфортно. С другой стороны, далеко не все, что хочется прочитать, можно взять на полке. Поэтому зачастую пренебрегаю комфортом и читаю с монитора. Конечно, создается впечатление, что книги, газеты и журналы в бумажном виде стремительно вымирают. Сейчас абсолютное большинство материалов находятся в электронных версиях, поэтому «спасение утопающих дело рук самих утопающих»: издательства должны задуматься о доступности и массовости печати, чтобы людям было легче купить любое издание в киоске или магазине, чем искать что-то в сети. Александр, 20 лет.

Печатных изданий, конечно, с каждым годом становиться все меньше. Падают не только наименования, но и тиражи. Многие популярные издания уже перешли только на электронную версию, другие пока работают на два фронта. Думаю, скоро печатной журналистики не останется совсем, хотя так хочется, чтобы любимый Vogue печатался подольше. Марина, 21 год.

Последние два года моя страсть — литературные выпуски «Сноба». Нахожу этот проект познавательным, необычным, атмосферным. Я прямо-таки «тащусь» от того, что журнальные страницы превращаются в книжные, от запаха, когда вскрываешь упаковку, и от дизайна издания. Журнал выходит раз в полгода, каждый раз все рассказы, очерки, эссе, представленные в номере, объединены общей темой. Мне нравится, что можно не только приятно провести время с хорошим чтивом, посмотреть на проблему по-новому, влюбиться в слог, но и познакомиться с новыми авторами — творчество которых хочется изучать шире. Могу назвать это издание «своим», всем советую с ним познакомиться. Юлия, 21 год.

Впервые задумался о проблемах печатной прессы, когда не мог купить «Русский репортер» в ближайшем киоске почти месяц. Но, думаю, многим изданиям Интернет не страшен. Например, старинный журнал «Вокруг света», думаю, продолжит жить еще очень долго. Это издание с вековой историей, очень приятного не только читать его, но и видеть на полочке, прикасаться к истории. А еще, печать можно подарить. Мне знакомый привез из США пару изданий, теперь вот на них кошка спит. Егор, 23 года.

Ничто не сравнится с тем чувством, когда ты открываешь новую книгу или свежий выпуск газеты. Запах типографской краски и бумаги сложно променять на бездушный экран планшета. Разве умерла печать с появлением кинематографа и телевидения? Я люблю возвращаться к информации, смаковать каждую строчку и совершенно не хочу гуглить в поисках конкретной заметки. В этом плане я консерватор до мозга костей. Екатерина, 18 лет.

Не часто читаю газеты и журналы, просто потому, что предпочитаю узнавать новости в интернете, на мой взгляд, это удобнее, и дома не скапливаются тонны макулатуры. При этом книги я люблю бумажные, несмотря на то, что недавно у меня появилась чудо вещь — электронная книга. Но, ни одна электронная книга не заменит запаха свежих страниц и типографской краски. Поэтому дома я предпочитаю книги именно в бумажной версии. Из-за этого я часто бываю в библиотеках или книжных магазинах. Я бы не стала убивать леса ради бульварных газетёнок, ну, а бумажные книги должны жить! Оксана, 23 года.

Топка уже открыта, дрова выложены в ряд, но, как видимо, естественный отбор отправит в огонь только самые нерадивые издания. Будут ли среди них тюменские издания, покажет время.

Источник: ТопТюмень