По предварительной информации, сокращение тиражей, спровоцированное случившимся весной 2014 года трёхкратным ростом почтовых тарифов на прием и доставку подписки, продолжается. Эксперты указывают, что подписные тиражи стремительно тают как у многотиражных федеральных издательских домов, так и у небольших региональных изданий. Мнение издательского сообщества склоняется к тому, что тиражи может стабилизировать лишь снижение подписных цен.
«Все чаще раздаются голоса о необходимости снизить почтовые тарифы до уровня 2013 года. Если, снижая тарифы, „Почта России“ понесет убытки, с просьбой об их компенсации она сможет обратиться в Правительство Российской Федерации… Изменить ситуацию невозможно, подписные цены превысили уровень психологической приемлемости для большинства подписчиков. Цены стали чрезмерно высокими даже у изданий, сориентированных на малообеспеченную аудиторию, на жителей села», — заявили в АРПП.
Эксперты отмечают, что падение подписных тиражей происходит даже у традиционных рекордсменов подписного рынка. Например, тираж популярного журнала «Русский репортер» сократился на 82% (относительно подписной кампании на второе полугодие 2014 года), а подписные тиражи ИД «Юнилайн», («1000 советов», «Непоседа» и другие), упали более чем на 14%. На грани закрытия оказались многие детские и педагогические издания (уровень падения — от 20% до 50%). Но тиражи ряда изданий «детского» сегмента сократились еще больше. Например, на 60% упали подписные тиражи журнала «Воспитание дошкольника».
Продолжают сокращаться тиражи деловых и общественно-политических изданий. Так, тираж газеты «Ведомости» стал ниже на 20%, «Российской газеты» — на 11%. Половины своего тиража лишилось издание «Собеседник». А подписной тираж изданий РБК уменьшился сразу на 83,8%.
Падают и подписные тиражи популярных изданий, многие из которых еще два-три года назад были в числе рекордсменов подписных кампаний. Среди таких изданий — «Скатерть-самобранка» (сокращение тиража на 37%), «Марь-Ванна» (сокращение на 70,2%) и «Наша кухня. Спецвыпуск» (54,9%). На 88,4% сократился тираж военно-патриотической газеты «Красная звезда». 72,8% подписчиков потерял литературно-художественный журнал «Нева».
В АРПП отметили, что при подсчете результатов подписной кампании учитывается количество сделанных подписок (подписной тираж). В прошлом году был зафиксирован существенный рост подписок на 1−2 месяца. Эксперты считают, что в связи с этим реальные результаты подписки могут оказаться хуже на 10−15%.
Участники рынка подписки ожидали, что ситуация с падением подписных тиражей стабилизируется в течение подписных кампаний на первое и второе полугодия 2015 года. Тогда тиражи в результате роста почтовых тарифов сократились в различных подписных сегментах на 25−50%. «Но влияние роста почтовых тарифов на подписку оказалось более пагубным и долговременным, чем влияние кризиса на экономику России в целом», — заявили эксперты.
Таким образом, кампания на второе полугодие 2015 года стала уже третьей по счету подписной кампаний после отмены госсубсидий на подписку. Но стабилизации тиражей во время этой кампании не произошло. Причем в основной «зоне риска» оказались крупные издательские дома. То есть сильнее всего пострадали 20% издателей, дающих 80% подписных тиражей.
В АРПП отмечают, что рынок подписки долгое время был одним из самых стабильных сегментов медиарынка. Тиражи в розничных продажах сокращались гораздо быстрее. На сегодняшний день в рознице, несмотря на то, что рентабельность снизилась до 1−2% и многие распространители близки к разорению, тиражи в 2014 году сократились лишь на 8%. В подписке же, по оценкам экспертам, мы имеем гораздо более существенное сокращение. Рост подписных цен оказался значительно выше, чем рост розничных цен. И, что самое главное, он значительно превысил рост доходов населения.
Региональным издателям удалось добиться снижения порога для предоставления 17%-ой скидки до 5 тысяч экземпляров. «У федеральных издателей этого пока что не получилось. Лишь некоторые из них смогут претендовать на признание „социально значимыми“ и получение связанной с этим скидки. При этом можно предположить, что представители государства попытаются минимизировать число получателей этой скидки и компенсировать связанные с ней затраты за счет получателей других скидок (районных изданий и т. п.)», — считают эксперты.
АРПП уверена, что устраивающего всех участников рынка решения о скидках в условиях продолжающегося снижения тиражей «нет и быть не может». «Рынку подписки необходимы не скидки отдельным издателям, а комплексная поддержка. И начинать ее необходимо со снижения почтовых тарифов до уровня 2013 года. Кроме того, принципиально важным для института подписки был бы возврат государственных субсидий на доставку подписных изданий. Этого решения ждут все представители медиаотрасли», — заявили в Ассоциации.
Как утверждают эксперты рынка, Россия является единственной страной в мире, где отсутствует госсподдержка подписки на газеты и журналы.
Источник: Lenizdat.ru