Алексей Волин о будущем регионального телевидения, цене на бумагу и блогерской любви

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, встретился сегодня во Владимире с руководителями профильных организаций, представителями СМИ и сотрудниками администрации области. Речь шла о факторах, мешающих развитию региональных СМИ. Разговор продолжался больше двух часов. В самом начале Алексей Константинович рассказал о двух новациях в законодательстве.

Во-первых, на этой неделе произошло знаковое событие для электронных СМИ. Президент подписал закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи» (в части обеспечения населения Российской Федерации социально значимым пакетом обязательных телерадиоканалов)». Теперь общедоступных каналов стало 20. Все они федеральные и должны кабельными операторами в обязательном порядке предоставляться абонентам без дополнительной оплаты. Правда, надо учитывать, что плата за каналы и плата за подключение и техническое обеспечение - вещи разные. И совсем бесплатного кабельного телевидения все равно не будет. А последовательность каналов на пульте (если вы сами их не переставите) будет определенной порядковым номером в 1-м и 2-м мультиплексах. Соответственно, “Первый” будет на первой кнопке, “Россия-24” - на 7-й, а “Домашний” на 14-й.

Во-вторых, о печатных СМИ. Подписная кампания показала достаточно серьезное снижение. Падение тиражей произошло без серьезного увеличения стоимости услуг почты. Это общеэкономическая ситуация. В рамках сотрудничества министерства и сообщества были выработаны критерии социально значимых СМИ. Критерии эти достаточно просты и им отвечает большинство региональных СМИ. В рамках подписной компании на первое полугодие 2016 года для СМИ, попавших в этот перечень, будут сделаны дополнительные скидки. 

Детали этих новаций, а также ответы на многие другие злободневные вопросы представителей сообщества СМИ, Алексей Волин дал в разговоре с участниками совещания.

О будущем регионального телевидения

•Алексей Константинович, почему из третьей редакции закона об общедоступных каналах исчезло всякое упоминание о региональных телекомпаниях? Не окажутся ли региональные телеканалы таким образом в ущербной ситуации - на них ляжет бремя возмещения затрат кабельных сетей? И, вообще, есть ли общее видение развитие регионального телевидения в министерстве? Может государство будет строить третий мультиплекс для регионов?

•Существование в первой версии закона упоминания о региональных компаниях было связано с запретом на размещение рекламы в кабельных каналах. После того, как была принята поправка, снявшая эту проблему, из проекта закона региональные компании убрали. Финансовая нагрузка не ляжет. Кабельщики обычно бесплатно принимают 40-60 каналов. 20 - это обязательный минимум. В подавляющем большинстве случаев и губернаторы, и мэры могут убедить кабельщиков разместить местные телеканалы на приемлемых условиях. А вот федеральные каналы такой поддержки не имеют, и закон тут устанавливает определенную справедливость. По 3-му мультиплексу мы имеем такую ситуацию... 2-й мультиплекс у нас коммерческий. Соответственно, и стоимость третьего будет ложиться на его участников. Во Владимирской области это 124 млн 900 тыс руб. Вопрос: сколько во Владимирской области телеканалов и смогут ли они без ущерба для своей экономики поднять эту сумму? Поэтому к вопросу 3-го мультиплекса будем возвращаться в 2018 - 2019 гг. Но к этому времени посмотрим, что у нас будет с технологиями передачи сигнала. Сегодня оптоволоконная сеть дублирует эфирное распространение сигнала. Это открывает для кабельщиков новые возможности получения сигнала. Могут быть комбинированные технологии: кабель и вышка с передатчиком. Так что сейчас готовится стратегия дальнейшего развития телевидения до 2025 года. До конца года она будет представлена правительству.

Как распространять свой сигнал региональным телеканалам?

•В мультиплексах нет местной вставки в нашем канале (ВГТРК). Потребитель получает хорошее качество изображения, но недостаточно полную информационную картину.

•Во-первых, возможность вставки в мультиплекс конкретно у ВГТРК есть, но вы не хотите за это платить. Вопрос в цене. Во-вторых, есть разные способы передачи сигнала. Во Владимирской области сетка оптоволокна полностью совпадает с сетью вышек. Можно прокачать через кабель, . Это дешевле. Похожая ситуация еще в 20 регионах. Мы хотим провести эксперимент, заключить комплексный контракт с Ростелекомом. И это открывает новые возможности для регионального телевидения.

Как сообщил Павел Шатохин, директор филиала “Ростелеком”, многоэкранный режим в сетях “Ростелекома” уже присутствует. В области кабель заведен во все населенные пункты с количеством жителей более 500. В этом году заведут туда, где больше 250 жителей. Причем Владимирская область прокладывает кабель в грунт, это надежнее, чем по столбам.

Про налоговые каникулы для СМИ

•Можно ли освободить от НДС печатные СМИ? Насколько это сегодня реально?

•В условиях трещащего бюджета трудно говорить о такой господдержке СМИ.

Чем выгодно быть “социально-значимым”

•Расскажите, как “Роспечать” поддерживает печатные СМИ. И критерии социальной значимости сейчас уже имеют значение?

•Пока нет. Когда список заработает, наличие в этом списке должно быть преимуществом при получении помощи от “Роспечати”. Сегодняшний механизм поддержки… Мы благодарны ОНФ: в бюджете этого года есть строчка 300 млн рублей на оказание помощи региональным СМИ. Сумма поддержки для газеты составляет от 300 тыс до 1,5 млн. рублей. Правда, отчетность такая, что говорят “лучшее бы не пришли”. С другой стороны, раз подготовите отчетность, и привыкнете.

Цена бумаги

•Как остановить рост цен на бумагу?

•Мы на ценообразование влияем. Когда началось безумие с ростом, Президентом были даны поручения. С нашей подачи и при содействии Министерства промышленности и ФАС было проведено заседание по мониторингу предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Они согласились не поднимать цену выше уровня инфляции. Склоняли их к этому долго. Рассматривался вопрос на введение экспортных пошлин. Тогда они пошли на соглашение. На те комбинаты, где максимально повысились цены, пришли проверки. Нужна ваша помощь, чтобы контролировать этот процесс.

О блогерской любви и нелюбви

•Я - блогер. Газеты защищают, а от нас чиновникам пользы очевидной нет...

•Польза сомнительна, а вред очевиден?

•Минсвязи и Роскомнадзор так же к нам относятся. Почему нет программы развития блогерства? Как вы прокомментируете новации Министерства в связи с предвыборной агитацией, когда в соцсетях нельзя про одного и того же деятеля писать. Нас начнут кошмарить! Когда же у нас возникнет любовь?

•Я не обещаю любить бородатых седых мужчин. Вы пишете в блог, реализуя свое конституционное право на свободу слова. В Конституции говорится, что за реализацию конституционного права должны платить?

•Нет.

•Вы сторонник любви за деньги? А насчет программы… Если вы становитесь профессиональным СМИ, вы живете по законам рынка. Если реализуете свое желание самовыражаться, то это другая история. Почему бы тогда не сделать программу поддержки разговоров на кухне или на лавочке? Не нужна такая программа.

•Ну спасибо, что не пересажали!

•Вы сами сидите перед компьютером, зачем вас отрывать? Мы не видим в блогерстве вреда или угрозы. Если вы говорили про предвыборную агитацию, мы исходили из того, что на интернет распространяются все нормы, как и на остальные сферы жизни: если нельзя в день выборов нельзя вывешивать плакат на заборе, в окне, публиковать в газете. Это касается и вашего блога в день выборов. Вас не будут заставлять удалять предыдущие сообщения. Просто в день выборов не делайте обновления. В чем проблема?

Про ТВ в Кольчугино

•Когда поставят башню, которую обещали построить в 2015 году?:

•Если до конца года эта программа не будет выполнена, то будет отдельный разбор полетов.

Про будущее радио

•Чем заменят проводное радио?

•В первом мультиплексе есть три обязательных радиоканала. Проводное радио сохраняется, но от него все больше отказываются с точки зрения потребления. Мы встречались со специалистами, чтобы выяснить, когда РФ будет переходить на цифровое радио. Выяснилось, что мы не готовы экономически. Дело в том, что цифровизация приведет к увеличению в разы количества действующих радиостанций. А рекламного рынка едва хватает на нынешнее количества. Это будет кризис. Рынок обрушим.

Кадры надо воспитывать самим

•Журналисты сегодня, что скрывать, плохие. Только в МГУ нормальных готовят. Может ли профильное министерство повлиять на программы обучения? “Заточить” будущих журналистов под электронные СМИ?

•Вопрос больной. Ваша аудитория разнится. В большинстве СМИ журналисты не имеют журналистского базового образования. Поскольку проще научить писать специалиста, чем обучить журналиста экономике, праву и т.д. С точки зрения министерства, вузы должны давать только базовую подготовку. И примерно половину времени студент должен проводить на практике. Нынешняя модель практики неправильная. Умные приходят на нее два раза. Не очень умные - три раза. А практика меньше чем 2-3 месяца - бессмысленна. Студент, который просит деньги за практику, может сразу идти на улицу. Мы тратим время, чтобы его научить. Месяц он работает, чтобы научиться. И два месяца - чтобы отработать затраты на него. Проблема нынешнего поколения - завышенные ожидания. Они уверены, что их везде ждут и они должны получать много денег. А практика - это уникальный шанс для человека продать себя этой редакции. Он не должен ждать, что ему сразу дадут сверхважное задание, Любая работа должна начинаться с мытья пола и чашек. Тогда из него может получиться толк. В общем, кадры для себя мы должны готовить сами. Кроме нас никто не знает, какие люди нам нужны. Когда я читаю, что изменилась концепция, и журналисты говорят: “не будем делать, у нас видение другое” - я этого не понимаю. У нас нормальная мастеровая профессия. Плотник не может же сказать: «Не хочу делать круглое, хочу квадратное!». Ну сиди тогда, блогерством занимайся.

“Вы плохо консолидированы”

•Распространение - серьезная проблема. Я отдаю свои газеты в “Роспечать” по одной цене - те продают втридорога!

Как сказала Наталья Амелина, генеральный директор ОАО ВТФ “Роспечать”, себестоимость обработки газеты 6 рублей. Так что “мы вас еще субсидируем”. Во Владимирской области на сегодня не выполняются рекомендации министерства по количеству киосков с прессой. В Коврове 7 точек потребовали убрать или закрыть. Нет никакой защиты от муниципалитетов. И при этом высокая аренда за землю.

•Распространение - проблема серьезная. Революционное решение принято в Воронежской области - нулевая ставка под киоски. Мы поддержали законопроект, предусматривающий возможность выдачи земельных участков под объекты торгующие газетами вне конкурса. Там, где губернатор может зажать муниципалитеты, - там все и происходит. Воронеж и Липецк - примеры тому. И государственная, и муниципальная компания должны получать прибыль. Есть еще один момент - мы, СМИ, умеем защищать чужие интересы, но не умеем свои. Ни один мэр не выдержит двухнедельной консолидированной компании в поддержку сети распространения.

Александр Орлов

Источник: Губерния-33