- 2 июля 2015 года Вы были названы лауреатом премии Медиа-Менеджер России 2015 «за создание и успешное развитие новаторского медиасервиса – интернет-магазина подписки Vipishi.ru». Почему на соискание премии был выдвинут именно проект Vipishi.ru?
- Летом 2001 года «Межрегиональное агентство подписки» вышло на рынок, технологии работы на котором оставались неизменными в течение десятилетий. Единственная стратегия успеха состояла в использовании новых технологий. Мы предложили рынку подписки каталог с конечными подписными ценами и отдельным выпуском для каждого региона. До сих пор этот каталог является уникальным.
Что касается электронных проектов, у нас была хорошая возможность изучить опыт наших предшественников. И учесть сделанные ими ошибки. Бывает, что Интернет-проекты создаются под влиянием моды. В расчете на то, что проект «выстрелит» из-за актуальности темы. Мы же начали с создания технологии. В результате, интернет-магазин Vipishi.ru – это не просто сервис, позволяющий принимают подписку на журналы и газеты. Мы предлагаем своим клиентам обслуживание принципиально иного уровня качества. Например, к услугам подписчиков – несколько способов оплаты подписки, возможность оформить подписку на любой адрес в России, а не только в рамках одного региона. И главное – у каждого подписчика свой личный кабинет с возможностью отслеживать этапы доставки выписанных им изданий и индивидуальное обслуживание. Можно без ложной скромности констатировать, что Vipishi.ru – это новое лицо подписки на прессу в России. И у такой подписки – большое будущее.
- В прессе есть информация, что число подписчиков Vipishi.ru увеличивается на 56% в год. За счет чего такие показатели? Какие методы привлечения подписчиков используются? Какова аудитория проекта и число реальных подписчиков?
- В мае 2011 года, запуская проект Vipishi.ru, мы понимали, что интерес к подписке на прессу в интернете еще не сформирован. Поэтому, прежде всего, стремились объяснить потенциальным подписчикам самые простые вещи: что дает чтение прессы и каковы преимущества интернет-магазина. Менеджерам проекта первое время постоянно приходилось объяснять по телефону, что такое интернет-магазин подписки и как он работает. Кроме того, Vipishi.ru сразу же начал проводить акции, рассчитанные на молодежную аудиторию. Дарили победителям айфоны, айпады и денежные призы. Активно работали в социальных сетях. В течение года нам удалось сформировать аудиторию лояльных подписчиков, понимающих, зачем им нужен Vipishi.ru. Это были несколько тысяч человек, имеющих успешную историю сотрудничества с интернет-магазином. А поскольку большинство из них оказались, к тому же, активными пользователями интернета, информация о Vipishi.ru стала распространяться по сети. Сегодня у Vipishi.ru – более 100 тысяч подписчиков. Каждый день подписку оформляют, в среднем, более 100 новых клиентов. Мы видим свою задачу в том, чтобы они остались довольны нашим сервисом и сделали следующий заказ. Разумеется, используются и стандартные методы интернет-продвижения. Но главное – качество работы с базой подписчиков, с теми, кто уже пришел в наш магазин. Потому что в подписке человек сначала платит деньги, и только потом получает услугу. И нужно очень хорошо знать его вкусы и потребности, чтобы он остался доволен и сделал следующий заказ.
Аудиторию проекта можно разделить на активную, - тех, кто знаком с подпиской в интернете и понимает ее преимущества, и пассивную, - тех, кто об интернет-подписке ничего не знает. Численность первой – более 5 миллионов человек. В пассивную аудиторию Vipishi.ru можно включить 2/3 аудитории российского интернета, то есть – более 50 миллионов человек. Потому что, по данным социологов, не более трети населения России готовы отказаться от чтения печатной прессы. Кроме того, в нашу аудиторию, в перспективе, входят 30 миллионов человек, регулярно оформляющих подписку в почтовых отделениях, не имея доступа к интернету.
- Можно ли считать Vipishi.ru альтернативой обычной подписке в почтовых отделениях? К каким изменениям на медиарынке это может привести?
- Цель проекта Vipishi.ru – сформировать интерес к подписке у интернет-аудитории. Интернет-маркетинг – самый честный маркетинг. Потому что потребителю легко сравнить различные конкурирующие предложения. И он в режиме онлайн может дать оценку качеству полученной услуги. Поэтому развитие интернет-маркетинга в подписке неизбежно повлияет на повышение качества подписных услуг.
- Подписчикам магазина Vipishi.ru доступны пять каталогов. Какие из них наиболее популяры?
Создавая магазин Vipishi.ru, мы учитывали устоявшиеся привычки определенной части аудитории, предпочитающей оформлять подписку на «Почте». Поэтому, помимо Каталога подписки on-line с возможностью моментальной оплаты подписки разместили также Каталог российской прессы «Почта России» с возможностью формирования на сайте подписных квитанций для оплаты через отделение почтовой связи. Но представьте себе человека, который выбирает издания в интернете, печатает квитанции и оплачивает их в почтовом отделении, часто выстояв большую очередь. Рано или поздно ему не захочется выходить из дома, и он начнет оплачивать заказ через интернет. Поэтому наиболее популярен у клиентов Vipishi.ru Каталог подписки on-line. Тем более что он предоставляет подписчикам дополнительные преимущества, о которых я уже говорила. Именно по этому каталогу можно оформить заказ с доставкой в любой регион России вне зависимости от местонахождения заказчика и подписчика. Заказ, сделанный по этому каталогу, можно оплатить любым удобным способом: с банковской карты, через qiwi-кошелек, специальным переводом и т.д. Еще одно преимущество - удобство отслеживания заказа через сайт и простота рекламации в случае возникновения проблем. Менеджеры интернет-магазина подписки обычно оперативно решают проблемы подписчиков.
На втором месте по популярности - Каталог подписки для корпоративных подписчиков. Но это связано не с рыночными тенденциями, а с тем, что мы позиционируем себя как агентство, работающее, в первую очередь, с подписчиками-физическими лицами.
На третьем месте по популярности – каталог электронных копий печатной прессы. Подписка на электронную прессу пока что новая для российского рынка услуга, больше востребованная, в формате дайджестов, у юридических лиц. Но постепенно популярность ее растет и у физических лиц.
- Вы считаете, что Vipishi.ru достиг пределов своего совершенства?
- Vipishi.ru – «магазин в пути». Мы постоянно работаем над расширением возможностей подписчиков. Например, до конца 2015 года будет запущена новая версия интернет-магазина Vipishi.ru на основе более современной программной архитектуры. Благодаря этому, подписчики получат более совершенный сервис управления своими заказами через личный кабинет. У издателей также появится возможность создавать свои личные кабинеты.
- Сколько изданий в каталогах интернет-магазина Vipishi.ru?
- В размещенных на Vipishi.ru каталогах – более 6 тысяч изданий. Это самые популярные российские журналы и газеты, востребованные у интернет-подписчиков. Но включение новых изданий продолжается. Всего же в подписных кампаниях участвуют более 11 тысяч изданий.
- Издатели постоянно жалуются на сокращение подписных тиражей. Есть ли шанс стабилизировать ситуацию?
- Если сравнивать сокращение подписных тиражей с кризисным падением на других рынках, то все не так уж и плохо. Снижение продаж автомобилей или бытовой техники, например, гораздо более существенное. Недавно на рынке продуктов питания была зафиксирована дефляция. Это значит, что у людей нет денег даже на покупку продуктов. Где же им взять деньги на покупку прессы и на подписку?
Розничные продажи прессы сократились в 2014 году на 8%. Рост цен в розничных продажах прессы – на уровне роста цен на жевательную резинку. И это несколько ниже, чем рост доходов населения. А рост подписных цен выше, чем рост доходов. Главным образом, из-за роста стоимости доставки.
Секрет же удержания подписчиков состоит в повышении качества подписных услуг. Потому что если цена выросла, то убедить клиента совершить покупку в прежнем объеме можно только путем предоставления дополнительного сервиса. Это – частный случай общего принципа: если делаешь что-то, делай это хорошо. Твои клиенты это рано или поздно заметят и оценят.
- В прессе одной из причин сокращения тиражей называют также качество доставки…
- Проблемы с доставкой связаны с тем, что Россия – большая страна с низкой плотностью населения. Доставка в отдаленные регионы неизбежно проходит множество этапов, связь между которыми часто нерегулярная. Несколько часов задержки на любом из них, и подписчик получает издание с запозданием в несколько суток.
Большинство претензий связаны с задержкой доставки. Сотрудники претензионного отдела МАП находятся на постоянной связи с сотрудниками «Почты России», транспортными компаниями и издателями, отслеживая маршрут изданий по пути к подписчикам. Как правило, наши контрагенты оперативно идут навстречу нашим просьбам, беря на контроль каждый случай недоставки. Как следствие, в большинстве случаев удается решать возникшие проблемы максимально оперативно.
- Кроме Vipishi.ru у Вашего агентства есть еще новые проекты?
- В мае 2015 года стартовал новый проект нашего агентства – цифровой киоск VipishiSmsrt для пользователей смартфонов и планшетов на Android и iOS. Мы позиционируем его как первый на российском рынке массовый сервис такого рода. Большинство издателей не могут позволить себе создать аналогичный сервис самостоятельно. А с помощью проекта VipishiSmart это становится им доступно. Причем – на самых демократичных условиях. На первое время мы предлагаем абсолютно бесплатный вариант включения в проект.
Благодаря VipishiSmart, у издателей появляется шанс найти себе новых подписчиков, укрепив с их помощью свое финансовое положение. Кроме того, электронная пресса выполняет своеобразную промофункцию для читателей печатной прессы. Подписка на электронные газеты и журналы дешевле. Но что-то хочется читать именно в печатной версии.
- Некоторое время назад на рынке прессы активно обсуждался вопрос о том, «когда умрут газеты». Каков Ваш прогноз на этот счет?
- Еще раньше, после появления телевидения, все обсуждали, когда же умрет радио. А после расцвета интернета уже и телевидение пытались похоронить… На самом деле, появление новых источников информации не убивает прежние, а просто забирает у них часть аудитории. Потому что с ростом количества информации возможности человека по ее восприятию не возрастают. При этом, многими услугами и товарами мы пользуемся не потому, что они удобнее других, а потому что существует традиция их использования. Так было, например, с шариковыми ручками и консервированными продуктами, традиция использования которых сформирована на фронтах войн XX века.
Мой ответ: газеты не умрут никогда, если будет традиция их чтения. А сохранится она или нет, зависит от нас с Вами.
- Но у отечественной прессы есть и свои «национальные» проблемы?
- Проблема российского рынка прессы – отсутствие реальной поддержки негосударственных СМИ. Этим он принципиально отличается от европейского или североамериканского рынков прессы. Но именно поэтому для России новые технологии распространения прессы будут играть в ближайшее время главную роль. На Западе печатная пресса дает стабильную прибыль, в то время как новые технологии остаются зоной рискованного инвестирования. Никто не может сказать точно, сколько денег надо вложить в новый электронный проект, чтобы он начал приносить реальную прибыль… А когда тиражи падают без господдержки, развитие новых технологий становится безальтернативным рецептом успеха.
- Что Вы планируете сделать в 2015 году?
- Планы состоят в том, чтобы сохранить достигнутое в традиционных направлениях бизнеса: на рынке распространения прессы в отделениях почтовой связи и через другие каналы. В нашем активе самый технологичный на рынке подписной каталог с конечными подписными ценами для всех регионов страны и отдельными выпусками для каждого региона. Никто из конкурентов не смог создать каталог аналогичного качества. Причем – мы единственное на рынке подписное агентство, работающее в соответствии с Системой менеджмента качества, сертифицированной в соответствии с международным стандартом ISO 9001-2011. Мы уверенно смотрим в будущее и не собираемся снижать планку по уровню обслуживания подписчиков, в нашем активном прайсе гораздо больше позиций, чем в прайсах киосковых сетей.
Стабильность в «традиционных» направлениях бизнеса даст нам возможность развивать новые высокотехнологичные проекты: Vipishi.ru и VipishiSmart.
Кризис в экономике может скорректировать наши планы по срокам их исполнения, но не по существу. Наше агентство продолжает поиск технологий, развитие которых определит медиарынок будущего. Премия «Медиа-Менеджер России – 2015» - достойная оценка нашей работы. Но самую главную оценку мы получаем каждый день от наших подписчиков…
Источник: PlanetaSMI.RU