В настоящее время правительство Москвы проводит эксперимент, предлагая предпринимателям выкупать права аренды нестационарных торговых точек (киосков), принадлежащих городу. Наша компания занимается выпечкой татарских пирогов, продавая их через сеть партнеров-франчайзи, которые самостоятельно находят торговую точку. Аренда киоска — удобная схема для старта бизнеса наших потенциальных франчайзи. Многие из них, да и мы сами, готовы побороться за право аренды нестационарного объекта, но в предлагаемой правительством Москвы схеме видим очевидные минусы, которые делают такой подход малопривлекательным.
Большой депозит
Чтобы принять участие в конкурсе, необходимо внести депозит от 400 тыс. руб. за одну точку. Для малого бизнеса практически невозможно изъять такие деньги из оборота. Процесс с момента размещения залога до получения ключей может занять до полугода. На практике после внесения депозита фирма в течение месяца участвует в конкурсе и в случае победы только через четыре месяца получает возможность использовать арендованное имущество. Для небольшого бизнеса это не выглядит привлекательным. Даже в случае проигрыша на тендере предприниматель в течение месяца остается без 400 тыс. руб. оборотных средств. Мне кажется, что столичному правительству имеет смысл уменьшить сумму депозита. С другой стороны, часть банков кредитует предпринимателей под такие аукционы и конкурсы, но об этом почти никто не знает. Почему на сайте тендерного комитета Москвы не указать условия такого кредитования?
Большой залог
В случае победы на аукционе предприниматель будет ежемесячно платить в городскую казну, как показывает опыт уже состоявшихся торгов, от 50 до 120 тыс. руб. Но на этом платежи предпринимателя не закончатся: ему необходимо будет внести задаток за три последних и три первых месяца аренды, т.е. в сумме от 300 тыс. руб. до 720 тыс. руб. Единовременно. Это значительное обременение для предпринимателей и сильно снижает привлекательность бизнеса. Редкий киоск, даже когда он располагается около метро, имеет месячный оборот более 1 млн руб. При этом оборотные средства обычно незначительные — около 100 тыс. руб. Получается, примерно полугодовые оборотные средства нужно заморозить. Но вся привлекательность street retail именно в маленьком товарном запасе и большой оборачиваемости. Ясно, что депозит является гарантией для государства, но его размер отбивает у предпринимателей желание работать.
Непрозрачность процедур
Для того чтобы разобраться в том, как работает аукцион по аренде киосков, какие объекты предлагаются в аренду, какие из них уже существуют, а какие только планируется строить под победителя аукциона, необходимо пересмотреть несколько сайтов, несколько огромных pdf-файлов и разобраться в большом объеме информации. Например, на сайте префектуры ЦАО есть pdf-файлы, где мелким шрифтом указан адрес киоска. Это даже не электронная база, не говоря уже о том, что не существуют четкой привязки к местности — по каждому объекту из списка это должен делать сам предприниматель с помощью сторонних сервисов.
А было бы удобно сразу видеть именно то место, которое интересует, понять, как можно встать в очередь на участие в аукционе или когда откроется тендер, чтобы сразу подать заявку. Я бы, например, мог сразу записаться на 10–15 объектов и ждать, когда он начнется. А сейчас нужно постоянно заходить и проверять, гадать, когда закончится аренда с текущим арендатором и когда будет аукцион.
Кроме того, отсутствует открытая информация о том, какой конкретный арендатор у киоска (название ИП, ООО), на каких условиях и сколько он платит за него. Предоставление такой информации позволило бы обелить рынок и максимально исключить из него «перекупщиков» — тех, кто участвует, забирает на себя точки по заниженным ценам и пересдает на условиях субаренды или совместной деятельности другим. И сам предприниматель увидит, сколько на нем заработали, и жители смогут понять, сколько получил их район с этих конкретных точек.
Допустите бизнес к установке киосков
Сейчас государство за свои деньги создает инфраструктуру для нестационарной торговли в Москве: ставит киоски и предлагает их предпринимателям в аренду. Гораздо интереснее и правильнее было бы работать на условиях частного софинансирования. Я посмотрел, сколько стоят эти киоски: от 400 тыс. руб. до 1 млн руб. Т.е. при текущих ставках аренды прибыль с арендной платы за киоск может превысить 100% в год. Договор аренды киоска заключается на пять лет, значит, за этот срок можно заработать до 500% от первоначальных вложений.
Учитывая такую рентабельность бизнеса, строительство киосков и сдача их в аренду могла бы быть интересна частному бизнесу, и государству было бы правильнее привлечь его к этой сфере деятельности. Это могло бы выглядеть, например, так: один предприниматель вкладывается в строительство киоска, другой — берет этот киоск в аренду. Во-первых, за счет частных денег городская инфраструктура будет развиваться быстрее. Во-вторых, это создает дополнительные возможности для малого бизнеса: предприниматель может поставить киоск, гарантированный и одобренный государством, и получать доход от сдачи его в аренду. Таким образом, общий бюджет на создание торговых точек можно было бы увеличить в 5–10 раз. Как результат, государство меньшими средствами получило бы большее число киосков. Это дало бы стимул развитию малого бизнеса, увеличило бы занятость и, как следствие, налоговые доходы города.
Источник: РБК