По прогнозам Минэкономразвития России, оборот торговли в стране должен уменьшиться в целом на 8,2%.Эти данные позволяют говорить о том, что подписная динамика соответствует общей экономической ситуации. Падение на рынке автомобилей, одежды и бытовой техники при этом составил 25–30%. Это позволяет сделать вывод о том, что подписка на печатную прессу имеет у населения более высокий приоритет.
В то же время на подписные тиражи влияет переход читателей на электронные версии газет и журналов, за счет чего происходит естественное падение печатной продукции на 5% в год.
Отметим, что государственные субсидии, которые выделялись «Почте России» до конца 2013 года, не оказывали положительного влияния на динамику подписных тиражей. Несмотря на господдержку в объеме 3,5 млрд рублей,ежегодное падение подписных тиражей составляло в среднем 6–7%.
Напомним, что в течение всей подписной кампании второго полугодия 2015 года стоимость доставки ежедневных газет «Почтой России» оставалась на уровне 2014 года. Это позволило поддержать наиболее значимые для населения общественно-политические издания. Для остальных печатных СМИ тарифы на доставку были индексированы ниже уровня инфляции 2014 года.
Всего на мероприятия по поддержке подписки в период подписной кампании на второе полугодие 2015 года «Почта России» направила порядка 700 млн рублей. В частности, для региональных изданий был вдвое снижен порог минимального тиража, необходимый для получения скидки в размере 17% на подписку: с десяти до пяти тысяч экземпляров. При этом для федеральных СМИ с тиражом от 220 тысяч экземпляров скидка в размере 17% на доставку была сохранена, а все издательства районных СМИ получили скидку в размере 25%.
Также в рамках подписной кампании на второе полугодие 2015 года «Почта России» провела две Всероссийские декады подписки, дополнительно к скидкам издательств снизив цену на доставку газет и журналов: на 5% — для федеральных изданий, и на 10% — для региональных и местных СМИ. Только за дни подписных декад было оформлено более 3 млн подписок: из них около 1,7 млн пришлось на центральные издания, по 700 тыс. — на районные и областные, республиканские и краевые.
Подписная кампания на второе полугодие 2015 года показала, что данные по регионам РФ сильно разнятся. В то время как в Магаданской области падение составило 35,5%, в Свердловской области тиражи выросли на 18%.
Итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года представлены в таблице.
Подписные тиражи увеличились |
|
1 |
Свердловская область |
2 |
Красноярский край |
3 |
Республика Адыгея |
4 |
Брянская область |
5 |
Ивановская область |
6 |
Новосибирская область |
7 |
Псковская область |
8 |
Рязанская область |
9 |
Санкт-Петербург |
10 |
Ставропольский край |
Тиражи остались практически неизменными (+1,5%) |
|
1 |
Новгородская область |
2 |
Смоленская область |
3 |
Чувашская Республика |
4 |
Республика Татарстан |
Тиражи сократились менее чем на 10% |
|
1 |
Тверская область |
2 |
Ульяновская область |
3 |
Республика Хакасия |
4 |
Тамбовская область |
5 |
Республика Северная Осетия (Алания) |
6 |
Московская область |
7 |
Республика Мордовия |
8 |
Амурская область |
9 |
Астраханская область |
10 |
Белгородская область |
11 |
Республика Башкортостан |
12 |
Республика Бурятия |
13 |
Владимирская область |
14 |
Волгоградская область |
15 |
Республика Дагестан |
16 |
Республика Ингушетия |
17 |
Иркутская область |
18 |
Калининградская область |
19 |
Республика Карелия |
20 |
Республика Коми |
21 |
Костромская область |
22 |
Краснодарский край |
23 |
Курская область |
24 |
Липецкая область |
25 |
Мурманская область |
26 |
Ярославская область |
Тиражи сократились от 10 до 20% |
|
1 |
Республика Алтай |
2 |
Алтайский край |
3 |
Архангельская область |
4 |
Вологодская область |
5 |
Воронежская область |
6 |
Республика Кабардино-Балкария |
7 |
Калужская область |
8 |
Кемеровская область |
9 |
Кировская область |
10 |
Республика Марий-Эл |
11 |
Москва |
12 |
Ненецкий АО |
13 |
Оренбургская область |
14 |
Орловская область |
15 |
Пензенская область |
16 |
Пермский край |
17 |
Самарская область |
18 |
Сахалинская область |
19 |
Томская область |
20 |
Тульская область |
21 |
Тюменская область |
22 |
Удмуртская Республика |
23 |
Ханты-Мансийский АО |
24 |
Челябинская область |
25 |
Чеченская Республика |
Тиражи сократились от 20 до 30% |
|
1 |
Еврейская АО |
2 |
Забайкальский край |
3 |
Республика Калмыкия |
4 |
Камчатский край |
5 |
Республика Карачаево-Черкессия |
6 |
Курганская область |
7 |
Нижегородская область |
8 |
Омская область |
9 |
Приморский край |
10 |
Саратовская область |
11 |
Хабаровский край |
12 |
Чукотский АО |
13 |
Ямало-Ненецкий АО |
Тиражи упали более чем на 30% |
|
1 |
Магаданская область |
2 |
Ростовская область |
3 |
Республика Саха (Якутия) |
4 |
Республика Тыва |
Источник: Минкомсвязь России