Напомню, в чем дело. Несколько лет мэрия требовала от распространителей прессы обновить допотопные киоски. Темпы обновления мэрию не устраивали. Поэтому в конце 2014 года городское правительство решило заменить киоски самостоятельно. При этом предполагалось, что новые объекты станут собственностью мэрии (казенное предприятие «Мосгорпечать»). А та будет сдавать их в аренду распространителям.
Оставалось определить места (прежнее хаотическое размещение мэрию не устраивало). Пока в правительстве думали над новой схемой, окружные чиновники решили зачистить свои вотчины от киосков: у 80% торговых точек истекли или истекают договоры. А как их продлять, если в новой схеме спорных киосков может и не оказаться? Такова, по-видимому, была их логика. Так что под Новый год распространители получили гору предписаний. В ответ они завалили жалобами мэрию. В интервью «Новой газете» Владимир Черников, занимавший тогда пост начальника департамента СМИ и рекламы, клялся: «В отношении таких киосков мы ввели мораторий на демонтаж».
И вот опять. Префектуры посягнули на 42 адреса. Вновь полетели телеграммы — новому начальнику департамента СМИ и рекламы Ивану Шубину и вице-мэру Александру Горбенко. Демонтаж удалось приостановить. (Однако несколько павильонов, которые были вывезены, так и не вернулись на свои места, а один киоск уже успели распилить на части.)
Можно было бы подумать, что мэрия и департамент — всецело на стороне отрасли. Но чем объяснить, что префектуры игнорируют их распоряжения? Кто кого назначает — мэр префектов или наоборот? С каких пор окружные власти, такие послушные во время электоральных кампаний или при организации массовых городских акций, стали самостоятельными? Когда же гендиректор компании «Столичная пресса» Алексей Федотов предложил мэрии создать рабочую группу с участием издателей и распространителей и провести экстренное совещание, то мэрия ответила, что это нецелесообразно. Что и так полно рабочих групп. А «вопрос демонтажа находится на еженедельном контроле департамента».
Комментарий, данный департаментом «Новой газете», был в том же духе. Мы задали вполне конкретные вопросы. Утверждена ли схема размещения киосков? Утвержден ли график их замены? Утвержден ли перечень ассортимента? Как Иван Шубин может объяснить действия префектур? А ответ получили такой: «В настоящее время активно занимаемся вопросами, связанными с киосками со специализацией «Печать». Рассчитываем в ближайшее время кардинально улучшить систему распространения прессы в Москве». И всё.
По подсчетам Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), только за последние полтора года количество киосков печати в Москве сократилось на 20%. Сейчас их около 2 тысяч. В новой схеме, рассказывал нам Черников, будет 2364 киоска. То есть примерно один киоск на 5 с лишним тысяч москвичей. Это значительно ниже рекомендованной Минкомсвязи нормы для мегаполиса: один киоск на 1500 человек. При этом, по данным опроса ВЦИОМа, проведенного летом 2014 года, 74% столичных жителей покупают прессу именно в мелкой рознице. А половина респондентов была недовольна расположением киосков и хотела бы, чтобы их вернули к метро и остановкам общественного транспорта.
Сейчас появилась и другая напасть: городская программа по благоустройству «Моя улица». «Объединенная энергетическая компания» требует от владельцев киосков, которые расположены на улицах, попавших в эту программу, заменить воздушные линии электроснабжения… подземными кабельными. За свой счет и до 30 июля 2015 года. Потом киоск просто отключат от электросети. По словам Алексея Федотова, осенью 2014 года провести подземный кабель стоило 1,5 миллиона рублей.
У торговцев прессой одна радость: Мосгордума отсрочила введение торгового сбора для киосков прессы до 2021 года. Торговый сбор с предприятий розничной торговли начал действовать в Москве с 1 июля. Для нестационарных объектов он составляет от 28 тысяч до 81 тысячи рублей в квартал в зависимости от расположения. АРПП, Гильдия издателей периодической печати, Минпромторг — все предупреждали депутатов Госдумы об опасности поправок в Налоговый кодекс, которые могут разорить малый бизнес. А услышали эти жалобы (и то — спустя полгода) депутаты городского парламента. Отсрочку согласовали за неделю до вступления поправок в силу.
Никита Гирин
Источник: Новая газета
Оригинальный заголовок: А ларек просто закрывался
Похожие новости: Новая угроза киоскам прессы в Москве