Ведущий круглого стола Марк Фишер, генеральный директор ООО "Бауэр СНГ Медиа", охарактеризовал ситуацию на рынке как сложную и заострил внимание аудитории на двух, волнующих его как издателя, вопросах – высокие розничные цены в киосках и длительные отсрочки платежа.
На примере падения продаж издания «Все для женщины» он обозначил зависимость покупательского спроса от увеличения розничной цены.
На вопрос директора по дистрибуции ООО «Оригами» Дмитрия Сучкова о том, на продажах каких журналов больше сказывается повышение цены - дорогих или дешевых, Марк Фишер высказал мнение, что подорожание больше сказывается на продажах недорогих массовых продуктов.
Ирина Васильева, генеральный директор ООО «Нева-Пресс» подчеркнула, что у распространителя нет самоцели завышать наценку, но при этом каждое звено в цепи распространения должно покрывать свои затраты и зарабатывать.
Сергей Алексеенко, генеральный директор ООО «ТДС», обратил внимание на то, что в период последних подорожаний на тиражные журналы цена в рознице выросла намного больше, чем на на низкотиражные. Ирина Васильева возразила, что не каждый тиражный продукт является прибыльным и увеличение наценки является частичной компенсацией недополученной прибыли, чтобы не дотировать распространение одного издания за счет другого.
Дмитрий Сучков поднял вопрос о различии уровня наценки на журналы и флоупаки, на что Сергей Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», ответил, что нет понятия хорошая и плохая наценка, наценка на разный товар может быть разная. Издатели находятся в положительной зоне, а дистрибутор давно уже вышел в отрицательную зону и вынужден выживать. Мы не можем жить по правилам Запада, где указана рекомендованная цена на обложке, за каждым распространителем зафиксирована определенная территория, при этом доход гарантирован.
Александр Оськин, председатель Правления АРПП, поддержал это мнение высказыванием о действии в реальности закона купли-продажи и подчеркнул, что распространитель может ставить любую розничную цену, а Марку Фишеру адресовал вопрос о готовности последнего внедрять договор комиссии, указывать цену на обложке и гарантировать процент от продаж распространителю. На что Марк Фишер ответил, что в России это невозможно, но как издатель, он хотел бы зафиксировать розничные цены.
Ирина Васильева обратила внимание участников дискуссии на то, что в текущей ситуации издатель не учитывает коммерческий интерес распространителя и еще раз озвучила готовность соблюдать РРЦ издателя, но с учетом интересов распространителя, т.к. зарабатывать должны все участники рынка.
Игорь Тимофеев, генеральный директор ООО «ООО Сегодня-Пресс-Воронеж», высказал мнение о том, что единого ценообразования быть не может по причине того, что у всех региональных распространителей разные затраты - стоимость логистики, арендная плата и прочее. Решение проблемы он видит в создании отраслевых стандартов.
Сергей Гаврилов обратил внимание на опыт работы табачного рынка. МРЦ (минимальные розничные цены) на сигареты соблюдает вся Россия потому что производители установили и жестко контролируют единые правила игры на рынке – розничные цены и территорию работы каждого дистрибутора. При этом конкуренции между дистрибуторами нет. В нашем случае, если издатель готов взять на себя все издержки и контролировать соблюдение границ дистрибуции, можно делать наценку меньше. Вывод - необходимо регулирование рынка издателями.
Марк Фишер возразил, что пресса и табак – это разные категории продуктов и их нельзя сравнивать.
Валерий Туманов, директор АО «Первая Образцовая типография», филиал «Санкт-Петербургский газетный комплекс» отметил, что за последний год за границей вышли сотни новых журналов, на что Александр Оськин сказал, что эти новые издания ориентируются на спрос потребителей отдельных регионов.
Марк Фишер обратил внимание на то, что запуск новых изданий в России ограничивает новый закон.
Сергей Гаврилов и Ирина Васильева прокомментировали обсуждение размера торговой наценки и высказали убеждение, что наценка должна быть разная – на дорогой продукт ниже, а на дешевый – выше, как, например, размер комиссионного вознаграждения в западных странах составляет 30-50% в зависимости от издания. При этом, если распространитель получает компенсацию своих затрат, то трудности со входом в ассортимент для издателя исчезают. По мнению Ирины Васильевой, при такой схеме работы оплачивать издателю необходимо только конкретные услуги по продвижению.
Относительно методов установления розничных цен Ирина Васильева обозначила несколько ключевых моментов: уровень розничных цен определяется на основании мониторинга рынка, а также уровня затрат. Сейчас мы понимаем структуру затрат в каждом канале сбыта, можем соотнести на каждое наименование товара как проданный, так и обработанный, но не проданный экземпляр печатной продукции. Например, в ритейле многие контракты с сетями отягощены бонусами, и бонус, по мнению Ирины Васильевой, должен быть сквозным, от сети к распространителю, от распространителя к издателю, а издатель может заложить бонус в себестоимость. Либо второй путь - обнуление бонусов, что сделать крайне сложно в существующих рыночных условиях.
Тема бонусирования сетей вызвала живой интерес участников круглого стола, которые обсудили недавнюю ситуацию с сетью «Магнит».
Дмитрий Сучков предложил включить затраты на бонус в отпускную цену для сетей, а Марк Фишер отметил, что вопрос с бонусированием открыт и может рассматриваться как вознаграждение за дополнительные продажи.
Антон Волков, директор по распространению ООО «Юнайтед Пресс», отметил, что издатель не может гарантировать доход дистрибутору, но может создать условия для заработка последнего в плане защиты рынка и территории.
Также на круглом столе была поднята проблема входа ГК «Кардос» на рынки других регионов, в частности, Санкт-Петербурга, и связанного с этим демпинга.
Участники поддержали обеспокоенность и предложили ограничить ГК «Кардос» в тиражах.
Татьяна Шалыгина, генеральный директор ООО «Юнайтед Пресс», отметила, что, защищая дистрибутора, издатель будет терять тиражи. В этом случае задача дистрибутора – гарантировать издателю реализацию этих тиражей.
Ирина Васильева обратила внимание, что рынок Санкт-Петербурга четко структурирован, конкуренция высокая, но при этом существует конкурентное равновесие. Приход «Кардоса» на рынок нарушает данное равновесие, при этом новых клиентов и покупателей на рынке не появляется. Это перетаскивание, перераспределение объемов. В сложной рыночной ситуации, когда отрасль стоит на грани выживания, действия «Кардоса» подрывают рынок изнутри.
Сергей Гаврилов, приводя в пример рынок табака и пива, подчеркнул необходимость и важность регулирования издателями региональной дистрибуции. Четко регламентировать зону действия каждого дистрибутора и не лезть на чужую территорию.
В то же время, Сергей Алексеенко высказал мнение, что конкуренция между распространителями положительно влияет на уровень цен в регионе, т.к. чем ниже цены, тем выше покупательский спрос и, как следствие, продажи.
Терёхин Игорь, генеральный директор ООО «Мир Прессы Регион», возразил и привел пример, что конкурентная ситуация в Казани и демпинг Назарова не является положительным примером. На протяжении длительного времени никто из распространителей региона не мог зарабатывать и развивать бизнес.
Александр Оськин отметил, что выходом из создавшейся ситуации может стать отраслевое саморегулирование и предложил собрать рабочую группу и выработать соответствующие решения.
Источник: Оргкомитет конференции «Балтийская пресса 2015»