Однако при наличии некоторого сокращения роли и значимости печатных изданий — в том числе и спортивных, о скорой «смерти бумаги» никто даже не заикается. Более того, находя всё новые и новые формы «симбиоза» с онлайн-версиями, газеты продолжают развиваться и увеличивать свою аудиторию.
По данным последнего исследования EstudioGeneraldeMedios (EMG), которые были опубликованы в минувшем июле, вот уже 17-й год лидерство среди всех печатных СМИ Испании продолжает удерживать самая популярная спортивная газета страны, Marca. При ежедневном тираже, равном 382 000 экземпляров, суммарное число ее читателей составляет 2,344 млн человек. Это ниже рекордного показателя 2012 года (2,978 млн), когда сборная Испании во второй раз подряд стала чемпионом Европы, но значительно больше, чем у остальных спортивных газет страны. ASна бумаге читают 1,239 млн, ElMundoDeportivo 553 тыс, а Sport469 тыс человек.
Дело в том, что в подавляющем большинстве испанских семей увлечение спортом — и футболом в частности — является семейной традицией, поэтому перед тем, как перейти в разряд макулатуры, газета проходит далеко не через одни руки. Кроме того, практически в каждом баре на стойке лежит свежая пресса, которую можно почитать совершенно бесплатно, и как минимум одна спортивная газета в этой стопке присутствует.
Все спортивные издания входят в первую десятку наиболее популярных газет страны, которая выглядит следующим образом: 1.Marca, 2.ElPais, 3.AS, 4.ElMundo, 5.LaVanguardia, 6.LaVozdeGalicia, 7.ElMundoDeportivo, 8.ElPeriodico, 9.Sport, 10.ABC. Всего же на данный момент в Испании выходит 68 ежедневных газет, включая региональные издания на уровне провинции. Спортивный сектор здесь представлен валенсийской Superdeporte, каталонскими L'Esportiuи LaGrada, а также галисийской DTXDeporteCampeon.
Кроме того, в стране издается 87 ежемесячных и 25 еженедельных журналов, из которых три целиком и полностью специализируются на футболе: Futbolista, Panenkaи Futbol 948. Последние два были основаны как раз в кризисные времена: Panenkaвышел в Барселоне 20 июня 2011 года — в день 35-летнего юбилея знаменитого пенальти в исполнении Антонина Паненки, а Futbol 948 запустила 21 февраля радиостанция OndaCeroNavarraпосле того, как одноименная программа на радио стала пользоваться бешеной популярностью, и слушатели потребовали «продолжения банкета».
До 12 февраля 2012 года в Испании издавался и раздавался — совершенно бесплатно в окрестностях всех десяти стадионов Примеры — журнал Mediapunta, пожалуй, не имевший аналогов во всем мире. И дело не только в том, что Mediapunta позиционировал себя как издание «с иной точкой зрения на футбол» (в чем-то это действительно было так), но и в том, что частично представлял собой... универсальную программку к матчам первого дивизиона.
Самой же заметной потерей на рынке печатных СМИ Испании за последние годы стал, конечно же, DonBalon — испанский аналог известного еженедельника «Футбол». Старейшее и, можно сказать, академическое футбольное издание Испании, существовавшее с 1975 года, распространявшееся на пяти континентах и обладавшее корреспондентской сетью в 50 странах мира, не смогло пережить пик кризиса и в сентябре 2011 года ушло во всемирную паутину.
Естественно, вместе с ним исчезли и все его многочисленные бумажные приложения Todofutbol, LigaExtraи ExtraCopasEuropeas, тогда как, к примеру, Marcaпродолжает выпускать к началу сезона свои глянцевые 400-страничные «талмуды» по 6 евро, которые полностью распродаются уже к ноябрю. Кстати, иногда и сама газета — равно как и ее конкуренты, разлетается как пирожки в базарный день, причем наличие внутри постеров, DVD-дисков или купонов для покупки эксклюзивных товаров со скидками на рост спроса никак не влияют.
И это в стране, жители которой активнее всех в Европе используют смартфоны и планшеты, социальные сети и мобильные приложения, — таких насчитывается 23 миллиона человек из 50-миллионного населения. В среднем на каждого обладателя смартфона или планшета приходится порядка 35 мобильных приложений. С мобильников испанцы покупают билеты на автобус и метро, расплачиваются в магазинах, совершают банковские операции, заказывают зонтики и шезлонги на пляжах, получают информацию о наличии донорских органов, узнают состав продуктов, «шпионят» за своими детьми и даже диагностируют некоторые заболевания.
Интернетом же регулярно пользуются более 26 миллионов человек (20,6 из них — ежедневно), из числа которых 67% имеют аккаунты в социальных сетях: Facebook, Twitterи Instagram. Тот же сайт Marca (www.marca.com) в день посещают 5 349 000 уникальных пользователей, значительная часть которых проживает за пределами Испании. Пять лет назад таковых было немногим больше четырех с половиной миллионов. Но при этом никому не придет в голову утверждать, что «бумага» «уже отжила свое», «умирает» или «приносит одни убытки» — тем более, из-за того, что все больше и больше местных жителей «уходят в Интернет».
Кстати, именно такой версии придерживаются в Минкомсвязи РФ, считая снижение спроса на печатные издания следствием развития интернет-СМИ. Может быть, «модными гаджетами» сейчас действительно пользуются в самых глухих уголках страны, но уж явно не для чтения последних новостей из независимых источников.
«Смерти бумаги», о которой в России только и слышно последние лет пять-шесть, в Испании не происходит, в том числе из-за отлаженной работы системы распространения и отсутствия в ней коррупции. Даже в самый глухой городишко, где есть торговая точка по продаже журналов и газет, та же Marcaне может прийти с опозданием на день, а в киоске ее не уберут в дальний угол и не станут продавать по цене полтора евро вместо одного, которая является единой для всей страны.
Да, содержание испанских спортивных газет трудно назвать идеальным, а освещение тех или иных событий — беспристрастным, однако, прежде всего, оно продолжает оставаться интересным. И что также очень немаловажно, пресса сохраняет за собой статус «четвертой власти», не только оказывая влияние на ход событий (вспомните хотя бы отставку Рамона Кальдерона с поста президента «Реала»), но и формируя у читателя вкус, предоставляя ему пищу для размышлений, а не «околоспортивный» эрзац-продукт.
Я не в курсе сегодняшнего содержания спортивных печатных СМИ России, но еще много лет назад в них наметилась одна печальная тенденция: из «властителей дум» они медленно, но верно стали превращаться в обслуживающий персонал, обращаясь с подобострастным «чего изволите?» не только к власть имущим и сильным футбольного мира сего, но и к рядовому потребителю. Одно «потерянное поколение» сменяло другое, а сервильность только усиливалась. По всей видимости, в какой-то момент она достигла высшей степени халдейства, раз многие футболисты и тренеры стали вести себя по отношению к журналистам как к людям даже не второго, а третьего сорта, чего в той же Испании представить себе просто невозможно. И дело здесь вовсе не в том, что средний разрыв в зарплатах между ними, исключая «небожителей», не превышает десяти раз, а в культуре отношений — и рабочих, и человеческих.
Недавно о катастрофическом положении всех бумажных изданий в России высказался главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев, охарактеризовавший ситуацию как «целенаправленное уничтожение печатных СМИ» и обвинивший в этом существующую систему. Про то, что в самих газетах — по крайней мере, в их подавляющем большинстве стало просто «нечего читать», Гусев почему-то упоминать не стал, хотя эта фраза звучит уже на протяжении нескольких лет из уст представителей самых разных социальных слоев и возрастных групп.
Ну а от системы странно было бы ожидать стремления к поддержке независимых СМИ или к представлению как можно большего числа точек зрения, а также заинтересованности в улучшении «контента». Для «Советского спорта» и еженедельника «Футбол» место, наверное, останется, но вряд ли они будут иметь такую же «социальную значимость» как журналы «Пропагандист» и «Агитатор».
Так что, не стоит удивляться, если через пару-тройку лет российский газетный киоск будет иметь примерно такой же ассортимент, что и продуктовый, описанный в романе Владимира Сорокина «День опричника»: «...сигареты «Родина» и папиросы «Россия», водка «Ржаная» и «Пшеничная», хлеб черный и белый, конфеты «Мишка косолапый» и «Мишка на Севере», повидло яблочное и сливовое, масло коровье и постное, мясо с костями и без, молоко цельное и топленое, яйцо куриное и перепелиное, колбаса вареная и копченая, компот вишневый и грушевый, и наконец — сыр «Российский». Хороша была идея отца Государева, упокойного Николая Платоновича, по ликвидации всех иноземных супермаркетов и замены их на русские ларьки. И чтобы в каждом ларьке — по две вещи, для выбора народного. Мудро это и глубоко, ибо народ наш, богоносец, выбирать из двух должен, а не из трех и не из тридцати трех. Выбирая из двух, народ покой душевный обретает, уверенностью в завтрашнем дне напитывается, лишней суеты беспокойной избегает, а, следовательно, — удовлетворяется. А с таким народом, удовлетворенным,великие дела сотворить можно».
При этом сразу вспоминаешь другого классика русской литературы с его бессмертным творением и таким же бессмертным советом, которому, по всей видимости, придется следовать уже очень и очень скоро:
« - И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте».
Андрей Скворцов
Источник: ФУТБОЛРЕВЮ
Оригинальный заголовок: БУМАЖНОЕ БУДУЩЕЕ
Похожие новости: Бумажные СМИ - умрут, но не сейчас