По мнению экспертов, падение рынка рекламы по итогам 2015 года может составить примерно 25%. При этом интернет реклама свои рекламные возможности усилит и увеличит долю на рынке, телевидение в лучшем случае останется «при своих» и то за счет разрешения на рекламу «безалкогольных пенных напитков». Плохо придется глянцевым журналам, теряющим примерно половину доходов, и газетам, которые теряют треть рекламных поступлений. И совсем несладко «радистам», «наружникам» и «полиграфистам», которые прайсы уронили уже до уровня минимальной прибыли.
Ситуация на рынке рекламы сегодня чем то напоминает кризис 2008 года, когда в России прекратился выпуск практически каждой третьей газеты. Но это по количеству, где львиную долю ушедших с рынка составляли региональные газеты и издания с непонятной аудиторией. Флагманы газетного сегмента на плаву удержались, сократив свои расходы, поджав бонусы и зарплаты и убрав нерентабельные проекты и направления.
В регионах конкуренция конечно будет острее, потому что рынок региональной рекламы падает обычно опережающими темпами. Не исключение и наша Саратовская область. Относительно неплохо чувствуют себя лидеры в сфере телевизионной рекламы. Производитель товаров и услуг в непростые экономически времена будет вкладываться в проверенный рекламоноситель. И прежде всего – телевизор, где на нашем региональном рынке «правит бал» уважаемое агентство «VI - Саратов», и очень неплохо себя чувствует. Да и вообще, телевизионщикам если и хвалиться не чем, то уж жаловаться точно не на что. Тот же новый кабельный телеканал «Саратов24» очень даже достойно выглядит на рекламном рынке. А уж для медийного стартапа – так и вовсе отлично. Качественный контент и сильная рекламная служба.
Региональным печатным изданиям сложнее. Слагаемые их успеха, в принципе, такие же – понятная рекламодателю аудитория и ее количество, качество предлагаемого контента и работа рекламной службы. В этом отношении лидерами регионального рынка печатных СМИ будут издания, имеющие «федеральную» составляющую, такие как «АиФ - Саратов» и «КП в Саратове». Это постоянная аудитория читателей, причем, массовая аудитория, стандарты публикуемого регионального контента, жестко контролируемые и постоянно подтягиваемые московскими редакциями, и рекламная служба, остающаяся, пожалуй, самой сильной в регионе в категории печатных изданий.
На падающем рынке рекламы и у лидеров печатного рынка неизбежны сложности. Но как их преодолевать, профессионалы, прошедшие 2008 год, знают прекрасно. Где что ужать, какие расходы сократить, какие дополнительные доходы пробовать изыскать чтобы сохранить позицию лидера и флагмана. Речь о выживании даже не идет, сохраняется задача быть первыми и самыми популярными печатными СМИ в регионе. И как показывает опыт 2008 года, лидеры регионального рынка будут выживать за счет тех, кто слабее. А слабее собственно независимые от власти региональные и муниципальные газеты, которые в кризисное время теряют аудиторию и рекламодателей опережающими темпами. Региональные печатные СМИ, не участвующие в исполнении госзаказа по причине недостаточной аудитории, уходят с рынка или существуют в виде изданий «1001 экземпляр».
Если посмотреть на время, например, начала века, то в Саратовской области были десятки региональных газет разнообразной направленности. Сейчас остались единицы. Что поделать, рынок и выбор аудитории предопределил судьбу многих саратовских изданий, прекративших свою деятельность. И на нашем региональном медийном небосклоне некоторые газеты кажутся оплотом стабильности. Например, такой кажется «Газета недели» в Саратове. Но проблема в том, что она только кажется стабильной. Было бы крайне любопытно узнать проверенные и достоверные данные о ее реальном тираже, том тираже, который люди покупают за свои личные деньги. Пока же эту газету можно часто наблюдать в пачках, даже не распакованных. Такое ощущение, что сразу из типографии в макулатуру отправляется свежая пресса.
Нет аудитории – нет рекламы. А вот реклама в «Газете недели» присутствует в достаточном количестве. Пяток предприятий, объединенные любовью к газете по видимому, решением теневых владельцев, усердно жертвуют рекламные бюджеты изданию с непонятной аудиторией. Допускаю, что среди немногочисленных читателей издания могут найтись летающие самолетами «Саравиа» и даже вкладчики «Агророса». Но вот покупатели тольятинских трансформаторов? Весьма сомнительно. Так что эту рекламу можно смело считать ежемесячной спонсорской помощью со стороны уважаемого господина Евстафьева своей газете. Другая реклама там, на наш взгляд, скорее исключение, чем правило.
Есть ли у «Газеты недели» сильная рекламная служба? Наверное, нет. По крайней мере не видна работа опытных и серьезных «продажников» на страницах газеты, на дружественном интернет сайте и интернет телевидении. Освоение спонсорских денег видно, а работа на конкурентном рынке – нет. Ну и правильно, если нет достойной аудитории, то зачем сильная рекламная служба.
Что касается третьей составляющей успеха – контента. Здесь, конечно, дело вкуса и субъективных оценок. Возможно, господину Евстафьеву нравится контент. Его любовь может разделить и мусорный бак, где в конечном итоге оказывается определенная часть тиража. Наверное, редакции и главному редактору нравится то, что газета печатает. Такая вот газета для своих, вырождающаяся внутри себя, живущая слухами, сплетнями и домыслами, придерживающаяся формата прошлого века.
Будет кризис на рынке рекламы или не будет такого – «Комсомольская правда в Саратове» будет бороться и отстаивать позицию лидера на рынке региональных печатных изданий. И через год, и через два, и через три. Существование «Газеты недели» в воле и власти только одного человека, который может просто захотеть или не захотеть, заболеть или эмигрировать, продать свои региональные активы или отказаться от их медийной части в пользу интересов бизнеса. Почти все «спонсорские» региональные газеты закончили именно так. Сколько же жизни отмерил господин Евстафьев своему пока еще любимому изданию?
Виктор Плотников
Источник: Саратов дейли. Саратов24
Оригинальный заголовок: Путь газеты
Похожие новости: Для спасения подписного рынка нужны срочные меры