Свое видение ситуации на круглом столе представили депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи А.В. Туманов, начальник отдела печатных изданий и полиграфии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Е.В. Часовская, заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Г.Н. Кудий, руководитель департамента по развитию подписки и дополнительных услуг ФГУП «Почта России» М.А. Казаков, представители подписных агентств, издательских домов России, ведущих общественных организаций медиаотрасли. Ведущим круглого стола выступил председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, заместитель председателя правления АРПП В.В. Керов.
Открывая заседание круглого стола, В.В. Керов отметил, что на фоне общего негативного тренда подписки имеются позитивные примеры взаимодействия АРПП и Альянса с органами государственной власти. В частности, благодаря взаимодействию с Минкомсвязи удалось согласовать возможность предоставления специальных скидок на почтовые тарифы по приему и доставке подписки для социально значимых изданий. В.В. Керов предложил рассмотреть на государственном уровне возможность снижения почтовых тарифов за счет госсубсидий или прибыли почтового оператора от высокодоходных направлений деятельности.
А.В. Туманов подчеркнул необходимость единства издателей и распространителей для получения государственной поддержки отрасли. В качестве позитивного примера он привел поддержку общественных организаций отрасли и отдельных издателей, оказанную внесенному им законопроекту о разрешении торговли табачными изделиями в киосках прессы. Хотя в Госдуме этот законопроект был поддержан лишь депутатом В.С.Шурчановым, благодаря поддержке медиасообщества он получил положительные отзывы и может быть принят во время осенней сессии российского парламента.
Е.В.Часовская сообщила участникам круглого стола о готовности Минкомсвязи поддержать любую инициативу издателей и распространителей прессы, кроме инициативы снижения почтовых тарифов за счет государственных субсидий. В частности, к началу подписной кампании на 1-е полугодие 2016 года должен быть утвержден список социально значимых изданий для получения дополнительной 15%-ой скидки на почтовый тариф по приему и доставке подписки в период Декады подписки.
Г.Н. Кудий высказал мнение, что социально значимыми являются все печатные издания, кроме рекламных и эротических. Он поддержал предложение отрасли по возвращению государственного субсидирования почтовых тарифов. Важным элементом поддержки печатной прессы, по его словам, могло бы стать также снижение НДС для услуг по распространению прессы по подписке с 18% до 10%. Необходимо признать рост тарифов «Почты Росси» и Главного центра магистральных перевозок (ГЦМПП) в качестве основной причины обвального падения подписных тиражей в 2014-15 годы, отметил он. Кроме того, в Москве продолжается закрытие киосков прессы, несмотря на то, что официально Правительство Москвы отказалось от их сноса. Сносятся киоски и в других регионах России. При этом, за последние два года Президентом РФ дано несколько поручений, направленных на поддержку печатной прессы и системы ее распространения, но ни одно из них не выполнено.
Главный редактор газеты «Аргументы и факты» Н.И.Зятьков отметил, что «Почта России» успешно занимается развитием новых бизнес-проектов, инвестируя в них достаточные суммы. При этом традиционные направления деятельности, к которым относится и подписка, остаются без поддержки.
М.А.Казаков рассказал об официальных итогах подписной кампании на второе полугодие 2015 года. Согласно данным ФГУП «Почта России», подписные тиражи сократились на 8,2% (относительно кампании 2014-2). Что примерно соответствует уровню сокращения продаж в продуктовом ритейле. Для стимулирования подписки «Почта России» использовала две «декады подписки», в ходе которых было оформлено более 3 миллионов подписок. Во время декад почтовый оператор предоставил скидок на 700 миллионов рублей (по данным «Почты»). По результатам подписной кампании, в 16-и регионах России был отмечен относительный рост тиражей, в 2-х регионах – тиражи не изменились, в 64-х произошло их сокращение.
Генеральный директор якутской медиагруппы «Ситим» М.Н.Христофорова рассказала об успешном опыте своего издательского дома. Для развития продаж медиагруппа была вынуждена заняться распространительским бизнесом, приобретя в процессе арбитражного процесса права на киосковую сеть в Якутске. В число рекордсменов подписки 2015-2 вошла газета «Кыым» - издание, которому в 2016 году исполняется 95 лет. В составе медиагруппы «Ситим» существуют и успешные стартапы. В частности, в 2015 году региональное издание «Ваше право» было перерегистрировано как федеральное издание «Ваше право на гектар».
Заместитель директора по продажам ИД «Толока» Н.А.Соломянюк раскрыл участникам круглого стола секреты успеха одного из самых успешных издательских домов России. Среди рекордсменов подписки 2015-2 – сразу несколько изданий «Толоки»: журналы «Сваты», «Сваты. Заготовки» и «Сваты на даче».
Участники круглого стола обсудили причины успешности работы УФПС Республики Татарстан – «Татарстан Почтасы», продемонстрировавшего по итогам кампании 2015-2 рост подписки на 24,6% (относительно подписки 2014-2). На протяжении ряда лет правительство этого региона оказывает поддержку региональным и федеральным издателям. Благодаря этому, во время подписной кампании 2015-2 в республике было сделано 960 подписок на 1000 человек населения. Но негативные изменения коснулись и Татарстана, достаточно вспомнить, что несколько лет назад на 1000 человек здесь приходилось более 1500 подписок. При этом, как заметил Г.Н. Кудий, несмотря на отдельные примеры положительного роста, в более чем 70 регионах России происходит постоянное падение подписных тиражей. Существенное сокращение тиражей диагностируется в Башкорстостане и ряде других регионов, еще 2-3 года назад собиравших рекордные подписные тиражи.
Подводя итоги круглого стола, В.В.Керов отметил, что на рынке подписки наблюдается устойчивый негативный тренд. Для его преодоления необходимы серьезные усилия всех участников рынка подписки, тем более, что примеры положительной работы в отрасли есть.
Пресс-служба АРПП