О том, что «Почта России» запустит полноценный интернет-магазин, впервые рассказал директор департамента электронной коммерции госкомпании Алексей Вайсберг на конференции Online Retail Russia в апреле 2015 года. Он уточнил, что новый сервис, в рамках которого можно будет заказать любой товар от продуктов питания до мебели, полноценно заработает в 2016 году.
Источник РБК в Госдуме сообщил, что проект «Почты» в сфере коммерции обсуждался на одном из июльских заседаний экспертного совета Минкомсвязи. По словам заместителя министра связи Михаила Евраева, онлайн-площадка «Почты России» станет одним из ключевых ее проектов. РБК узнал подробности схемы работы будущего «ключевого» проекта.
Дороже чем eBay
«Почта» будет заключать договоры с продавцами и зарабатывать на агентской комиссии, рассказал РБК Михаил Евраев. По его словам, эти договоры будут подразумевать как размещение товаров продавцов на интернет-площадке «Почты России» и в бумажных каталогах по всей сети, так и офлайн-торговлю непосредственно в отделениях — в последнем случае речь идет о наиболее востребованных товарных наименованиях.
Источники РБК в крупных интернет-компаниях, которые в разное время вели или ведут переговоры о сотрудничестве с «Почтой», называют модель будущего проекта «гибридной». С одной стороны, предприятие будет торговать партнерскими, а не собственными товарами. Подобную модель агрегации сторонних товаров в интернете называют маркетплейсом. Зарабатывают подобные площадки на комиссии с каждой транзакции. Так работают, например, интернет-гиганты eBay (США) и AliExpress (Китай). С другой стороны, ни eBay, ни AliExpress не предоставляют клиентам возможности сделать заказ через бумажный каталог или в розничных точках, так что по разнообразию каналов продаж будущий проект «Почты» можно сравнивать с крупными ретейлерами вроде «Связного», Enter или «Юлмарта». Последний, как писал РБК, запускает свою торговую площадку-агрегатор для сторонних продавцов.
Размер комиссии, которую предприятие будет брать с партнеров-продавцов, представитель «Почты» не раскрывает. По информации двух собеседников РБК в разных интернет-магазинах, знакомых с планами «Почты», размер комиссии, которая обсуждается с потенциальными партнерами, — до 20%. Кроме того, партнер берет на себя расходы по изготовлению печатных каталогов и предпродажную подготовку заказов клиентов. Один из источников РБК говорит, что «Почта» также настаивает на гарантии «наличия товарных запасов», по словам другого — на том, что партнер берет на себя «затраты на маркетинг».
По словам источника в компании Biglion, которая была партнером в первом пилотном торговом проекте «Почты», в этом проекте комиссия составляла 19%. Для сравнения: eBay оставляет себе до 10% от итоговой суммы заказа, AliExpress — 5%, партнерская комиссия у крупнейшего российского маркетплейса Wikimart.ru (более 2 млн товаров от 7 тыс. магазинов) — от 2,2 до 15% в зависимости от категории. Только «Юлмарт» планирует работать с большей комиссией — до 25%.
По словам представителя «Почты», на первом этапе предприятие отберет несколько партнеров — крупных игроков рынка электронной торговли, «гарантирующих высокое качество сервиса». Он отказался сказать, сколько будет этих партнеров, и назвать конкретные компании. Источники РБК в онлайн-магазинах уточняют, что поначалу речь будет идти об одном-двух партнерах в каждой из товарных категорий. Собеседник в «Почте» отметил, что число партнеров будет только расти — в том числе за счет привлечения частных предпринимателей, которые смогут продавать, например, мед. Также предприятие планирует подключать к площадке и зарубежных торговых партнеров, сообщили в «Почте». В июне этого года гендиректор «Почты» Дмитрий Страшнов в интервью РБК рассказывал, что компания не стремиться стать аналогом eBay или Amazon — задача предприятия сделать так, чтобы и eBay, и Amazon пользовались его услугами.
По мнению одного из собеседников РБК в крупном онлайн-магазине, сотрудничество с «Почтой» — шанс привлечь аудиторию, которая до сих пор не имеет доступа в интернет. Но высокая комиссия пугает потенциальных партнеров. Источники РБК на рынке e-commerce говорят, что несколько компаний уже отказались от сотрудничества с «Почтой России», сочтя его условия экономически невыгодным из-за высокой себестоимости — большой комиссии, необходимости нести дополнительные расходы на IT и маркетинг, обязательств иметь складские остатки и проводить все транзакции на стороне «Почты». При этом, по их словам, маржа в приоритетных категориях будет невысокой.
Потенциальный эффект
Электронный магазин, как объясняет Евраев, в перспективе должен приносить дополнительный доход «несколько миллиардов рублей в год», что поможет «Почте» компенсировать затраты на свою разветвленную сеть.
Какую конкретно статью в финансовой отчетности «Почты России» подразумевал Евраев под «доходами», замминистра не уточнил. По итогам 2014 года выручка почтового ФГУП, по данным СПАРК-Интерфакс, составила около 140,4 млрд руб., чистая прибыль — 1,2 млрд руб., а валовая оказалась отрицательной — минус 1,1 млрд руб.
Чтобы выйти на оборот в несколько миллиардов рублей в год, предприятию необходимо иметь широкую линейку товаров, считает председатель комитета по почтовой логистике Национальной ассоциации дистанционной торговли Игорь Зубов. Ни в первый, ни во второй год работы интернет-магазина предприятию не удастся это сделать, считает он.
Торговые площадки в интернете есть у каждой государственной почтовой компании — и в Белоруссии, и в Казахстане, продолжает Зубов, но интернет-магазин не является серьезной доходной частью этих предприятий. Задача «Почты» — стать агрегатором для продавцов и увеличить оборот доставляемых посылок, отметил Зубов. Ежегодно «Почта» доставляет более 2,5 млрд писем и около 140 млн посылок. Ежегодный объем транзакций, которые проходят через «Почту», составляет 3,5 трлн руб. (пенсии, платежи и переводы).
Ирина Юзбекова, Полина Русяева
Источник: Известия
Оригинальный заголовок: Как будет устроен интернет-магазин «Почты России»
Похожие новости: «Почта России» будет создавать государственную электронную почтовую систему