СМИ должны научиться экономить

Антикризисный эксперт, главный редактор газеты «Прибой» (Геленджик) Елена Гладышева, ответила на вопросы читателей.

Владимир Завгородцев (город Туапсе): Елена Леонидовна, по вашему мнению, экономический кризис – это лучшее время для того, чтобы газеты, телевидение, радио и сайты могли обойти своих конкурентов? Или же это время, когда всем необходимо объединиться?

Елена Гладышева: Владимир, в связи с вопросом вспомнилась притча о венике. Благодаря такому образному сравнению отец пытался преподать урок своим сыновьям: если они будут вместе, то их никто не сломит, а по отдельности  так же легко победить, как и сломать пару соломинок. Безусловно, выживать вместе легче. Но подспудно возникает вопрос: а что если часть соломинок будущего  веника — с  гнильцой? Она, как известно, распространяется очень  быстро. Так что, на мой взгляд, дело в качестве объединения.

Наталья Алехина (город Краснодар): Стоит ли СМИ рассчитывать на господдержку во время кризиса, или каждый выживает как может? Как обстоят дела с вашей газетой?

Елена Гладышева: Как известно, с 2004 года не действует закон о господдержке районных и городских газет. Хотя по идее государство должно быть заинтересовано в такой значительной аудитории, ведь только в нашем крае общий тираж районок составляет сотни тысяч экземпляров. Почему на государственном уровне игнорируется такая огромная площадка для переговоров с гражданами – непонятно. А повышение почтовых цен и вовсе поставило под угрозу исчезновения многие печатные СМИ. Что касается местных властей, то хорошо, когда между ними и СМИ выстраиваются партнерские отношения.

Ежегодно мы участвуем в аукционах по публикации информационных материалов о деятельности администрации муниципального образования. Причем в данном договоре речь идет только об официальных документах, комментариях к ним, разъяснениях. За публикацию этих  материалов администрация платит, и только. Все остальное информационное сопровождение деятельности городских властей решается редакцией самостоятельно, с позиции полезности или интереса для читателей.

Да, администрация оказывает помощь нам и в подписке газеты социально незащищенным  гражданам. Хотя коллегам понятно, что стоимость подписки на сегодня никак не покрывает всех затрат. Пока выживаем, но трудно. Разрабатываем новые проекты, учимся экономить.

Виталий Новоселов (станица Староминская): Как увеличить продажи в кризис? Или это утопия?

Елена Гладышева: Как увеличить продажи в кризис? Мы сами сегодня ищем пути, готовим новые проекты. Но есть пример нашего коллеги из издательского дома «Северная неделя» Вячеслава Белоусова. Создавая свой холдинг в сложный период  90-х годов, он дал читателям в своих газетах то, что интересно. Одни названия: «Зимняя вишня», «Пенсионерская правда» и подобные им — говорят о тематическом разнообразии. Причем он не боится закрывать нерентабельные издания и придумывать новые. Живут, надо сказать, они неплохо и по сей день. 

Анна Седина (город Армавир): Елена Леонидовна, по вашему мнению, а есть ли плюсы в кризисе для СМИ? Или одни минусы?

Елена Гладышева: Анна, минусов много, не буду их перечислять, всем они знакомы. А вот плюс назову:  очень хорошо мозги прочищает.

Юрий Светлов (город Кропоткин): Стоит ли печатным издания, ТВ, радио, сайтам зарабатывать на том, что не относится к СМИ? Поможет ли дополнительный заработок удержаться на плаву?

Елена Гладышева: Конечно, в идеале каждый должен заниматься своим делом. Только тогда можно достичь серьезного результата. Мы имеем 2 редакционных киоска. Прибыль от них небольшая, а хлопот немало. Но в них мы осуществляем подписку, реализацию нашей газеты, проводим  социологические исследования, то есть эта деятельность неразрывно связана с основной. Но в  данной экономической ситуации задача одна — выжить, поэтому надо искать приемлемые для конкретной редакции способы зарабатывания дополнительных средств. Знаю редакции, где развивают малую типографию.

Ярослав Ильинов (город Краснодар): Есть мнение, что заявления политиков и экспертов о катастрофической экономической ситуации в стране разжигают истерию и усугубляют депрессию в обществе. Вы с этим согласны? Может стоить умалчивать информацию о кризисе? 

Елена Гладышева: Анекдот в тему: «Сначала дикторша ТВ полчаса кошмарит меня: шахта взорвалась, в ДТП погибло 10 человек, цены на коммуналку поднимут на 50%, свиной грипп объединился с куриным, угроза наводнения с землетрясением, в городе объявился маньяк… А в конце выпуска с улыбкой сообщает, что в зоопарке таком-то слониха родила слоненка – видимо, это должно меня утешить…»  Я считаю, что СМИ должны быть социально ответственны. Мы не можем замалчивать проблемы, которые существуют, необходимо поднимать эти вопросы, давать высказываться простым читателям и специалистам, от которых зависит их решение. Но нельзя  газету превращать в помойку негатива. Кроме убийств, воровства, грязного белья  нуворишей в стране есть люди, которые работают, созидают, любят, рожают.  Но об этом ярко и интересно написать сложнее, чем, к примеру, о криминале. Но новости все же не должны делиться на позитивные и негативные — они могут быть профессионально или непрофессионально поданы. Это же касается и экономической ситуации в стране.

Источник: Кубанский репортер

Оригинальный заголовок: Елена Гладышева: Разрабатывайте новые проекты, учитесь экономить

Похожие новости: Кризис добрался до греческих газет