Испания. Почему новостные сервисы – не враги издателям?

Испания стала первой страной в мире, которая официально отказалась от сервиса по сбору и упорядочиванию новостей в GoogleNews. Последствия оказались негативными...

В декабре прошлого года произошло закрытие сервиса GoogleNews в Испании, вызванное введением статьи 32.2 в Закон об интеллектуальной собственности, которая обязывает те издания, что выкладывают новости, платить сбор (так называемую «таксу Google») издателям за ссылку на их источники.

В конце прошлого года и в результате предварительного обсуждения введения «таксы Google», или «сбора AEDE» (по наименованию пропагандирующей его Ассоциацией испанских издателей газет) в Закон об интеллектуальной собственности, Испания стала первой страной в мире, которая официально отказалась от сервиса по сбору и упорядочиванию новостей в GoogleNews.

Издательства уже предчувствовали негативное влияние, цифровые средства массовой информации высказались против взимания обязательной платы с тех, кто выкладывает новости, а президент медиагруппы Prisa, Хуан Луис Себриан (Juan Luis Cebriаn), уверял, что его компания не хотела бы взимать его. Теперь уже испанская Ассоциация издательств периодической печати ИАИПП (AEEPP) опубликовала отчет, созданный для нее специализированной компанией NERA, который в итоге подтвердил непоправимый вред, нанесенный данному сектору.


Отчет показывает, что, как и ожидалось, данное ограничение будет стоить кругленькую сумму средствам массовой информации Испании: около 10 млн евро. Согласно исследованию, компании недополучат именно такую сумму из-за введения в законодательство данного изменения. Нововведение приведет к падению трафика, производимого Google и другими компаниями, размещающими новости, на примерно 6% в общем для всего сектора, и около 14% для малых изданий.

Ниже приведены наиболее существенные негативные последствия введения статьи 32.2, описанные в отчете ИАИПП:

Воздействие на сегмент размещения новостей:

  • закрытие компаний, размещающих новости;
  • барьеры для входа, экспансии и наибольшая концентрация рынка;
  • торможение инноваций;
  • неопределенность в регулировании прав.

Воздействие на потребителей новостей:

  • меньшее разнообразие и наслаждение инновациями;
  • потеря потребительского излишка;
  • увеличение времени поиска новостей для интернет-пользователей в Испании может быть оценено в краткосрочной перспективе, приблизительно в 1750 млн евро в год.

Влияние на рынок онлайн-прессы:

  • меньшая аудитория, соответственно, меньший доход от рекламы;
  • падение на 16% пользования медиа (падение особенно отразится на малых и новых средствах массовой информации и, как ожидается, падение усилится в долгосрочной перспективе);
  • сокращение прибыли производителя примерно на 7 млн. евро в год, что неравномерно повлияет на сектор, и, по-видимому, наиболее сильно оно отразится на небольших издательствах, ставя под угрозу их финансовую жизнеспособность;
  • барьеры для входа, экспансии и наибольшая концентрация рынка;
  • удар по инновациям;
  • нарушение свободы предпринимательства (например, право передачи новостного продукта третьим лицам без взимания платы за него).

Влияние на сегмент рекламы:

  • меньший объем рекламы и большая концентрация рынка;
  • потери доступности специализированных и инновационных каналов.

«Очевидно, что реформа подчиняется интересам определенной группы или издательствам, которые для предотвращения гибели своего бизнеса попытались найти дополнительный источник дохода в лице одного из интернет-гигантов, во вред другим издателям», - утверждается в тексте исследования.

Таким образом, в отчете делается вывод, что нет веских оснований для введения «сбора AEDE», который подрывает свободное предпринимательство, являясь обязательным для всех издателей, и подталкивает компании обращаться в Правительство для пересмотра статьи, так как регламент, призванный развивать данный Закон, еще не принят.

Источники: media-tics.com; europapress.es
Перевод: Анастасия Асейкина