Рынку нужны единые правила игры. Интервью Сергея Гаврилова по итогам «Балтийской прессы — 2015»

В конце июля этого года в Санкт-Петербурге состоялась профессиональная отраслевая конференция «Балтийская пресса — 2015». На повестку дня, по традиции, были вынесены самые актуальные вопросы и проблемы ранка издания и распространения периодической печати. 

О состоявшихся во время конференции дискуссиях PlanetaSMI.RU поговорила с ведущим одного из круглых столов «Балтпрессы», генеральным директором АРПИ «Сибирь» Сергеем Гавриловым.  

— Сергей Давидович, «Балтийская пресса» за годы своего существования по праву заслужила статус одной из самых продуктивных профессиональных конференций. Какие проблемы выносились на этот раз? Что сейчас наиболее сильно волнует издателей и распространителей?

— Действительно, очень отрадно, что такая профессиональная площадка как «Балтийская пресса» возобновила свою работу после достаточно долгого перерыва. Поэтому неудивительно, что в этом году конференция вызвала столь большой и неподдельный интерес со стороны участников рынка распространения из многих регионов страны. Тем более что проблемы, которые сейчас волную представителей рынка прессы, по большей части у всех одинаковые.

А их немало. Во-первых, это катастрофическое падение рынка, уход с рынка массовых изданий, передел рынка и другие кризисные явления: скачки цен, рост издержек, обострение отношений с властями и т.д. Если еще несколько лет назад на профессиональных мероприятиях мы делились планами и обсуждали новшества, то сейчас мы раз за разом поднимаем одни и те же проблемы, которые на сегодняшний момент приобрели уже совсем драматичный оттенок.

В рамках первого дня работы конференции состоялся круглый стол по общей ситуации на рынке прессы. В ходе обсуждения наиболее остро был поднят вопрос цен: издатель хочет, чтобы маржа распространителя была ниже, распространитель же в свою очередь объясняет, что при меньшей наценке он просто умрет, потому что и так уже находится в отрицательной зоне бизнеса. Сказать, что в ходе обсуждения мы пришли к каким-то общим выводам, наверное, нельзя. Такое ощущение, что каждый все равно остался при своем мнении... Однако мы сошлись в главном: на рынке должны существовать правила игры, которые в свою очередь должны быть заданы производителем продукта, то есть издателем,как это происходит на других товарных рынках, например табака или пива.

— Компания АРПИ «Сибирь» имеет большой опыт работы в разных регионах России. Кризисные явления, о которых вы говорите, повсеместны?

— Да, кризис ощущается во всех регионах нашего присутствия. А присутствуем мы на территории от Пскова до Владивостока. Везде, в большей или меньшей степени, наблюдается падение продаж — стабильного положения или роста нет нигде. И во всех регионах происходит потеря торговых объектов, что связано не только с экономикой бизнеса, но и чиновничьим беспределом.

Причины кризиса на рынке прессы самые незамысловатые, но главные из них — это падение интереса к чтению, отсутствие господдержки печатных изданий, несмотря на все поручения Президента РФ В.В.Путина, и практически наплевательское отношение к мелкому бизнесу со стороны местных чиновников.

— Выше вы сказали, что наиболее остро на «Балтийской прессе» обсуждался вопрос ценообразования. А какова ваша оценка существующей сейчас системы?

— Как я уже говорил, на рынке согласия по вопросу ценообразования нет. Но есть понимание, что пока рыночные отношения строятся на основе договора купли-продажи, к единому мнению прийти так и не удастся. В отрасли отсутствуют правила игры, нет территориальных разделений, т.е. все «играют» по принципу «кто во что горазд»,как на какой-то постсоветской барахолке: кто обманул, тот и в шоколаде. Наценки бывают и 100%, и 200%, и даже 500%, причем они могут быть как экономически не обоснованны, так и экономически обоснованны для одной из сторон. Есть и такие распространители, которые выступают за снижение наценки, но, как правило, именно они первыми уходят с рынка.

Нужно понимать, что люди перестают покупать газеты не потому, что вчера они стоили 20 рублей, а сегодня 25 — кто привык покупать и читать издание, тот от него не откажется. Дело в том, что в стране происходит общее обнищание народа, людям порой попросту не хватает денег на хлеб с маслом. Вот это и есть две главные проблемы нынешнего рынка распространения: обнищание населения и отсутствие единых цен на рынке из-за отсутствия общих правил игры.

— Еще одной темой дискуссии на «Балтпрессе» стала развернувшаяся в последнее время активная экспансия некоторых московских игроков в регионы. Как, на ваш взгляд, она отразится на дальнейшем раскладе на региональном рынке прессы? Почему данный факт вызывает такую тревогу у региональных игроков?

— Ваш вопрос «почему это вызывает такую тревогу у региональных игроков?» более чем странный… Если у кого-то забирают не просто кусок рынка, а бизнес как таковой, то что это должно вызывать?! Правильно: целый букет противоречивых чувств, от паники до агрессии и ответных боевых действий.

Передел рынка за МКАД тем более болезненный, что здесь изначально денег меньше, чем внутри Садового кольца. А когда в тот или иной регион приходит крупный игрок, да еще и демпингует, тем самым понижая маржу существующего дистрибьютора, то какие чувства это должно вызывать? Причем надо понимать, что демпингуя и снижая свою собственную маржу, такой игрок надеется в итоге остаться единственным на рынке и в будущем отбить потерянное. Однако при такой недальновидной позиции, при переделе рынка денег на нем становится меньше у всех участников, и, как правило, оставшись одним на этой территории, демпинговавший игрок понимает, что зарабатывать здесь уже просто не с чего.

— Подводя итоги «Балтпрессы», каким в целом вам видится дальнейшее развитие рынка распространения? С какими проблемами и трудностями издателям и продавцам прессы придется столкнуться в ближайшей перспективе?

— Ну, в середине лета на этот вопрос ответить непросто, так как по традиции в это время продажи падают. О перспективах говорить лучше все-таки осенью. В целом я думаю, что в ближайшей перспективе мы столкнемся с усилением существующих негативных тенденций. Люди, в связи с растущей инфляцией, будут большую часть бюджета тратить на покупку еды и товаров первой необходимости. Поэтому, конечно же, развлекательная пресса вряд ли будет попадать в корзину покупателя. Возможно, мы даже получим некое локальное падение продаж.

Рынок очень надеется на запуск новых интересных издательских проектов. Некоторые из них, в частности, были презентованы на «Балтийской прессе», и мы на них рассчитываем. Будем надеяться, что кризис в России, каксказал Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, уже достиг своего предела, и в дальнейшем нас ждет положительная динамика. Но он говорил обо всей экономике, а вот чтобы именно наш издательско-распространительский рынок чувствовал себя стабильно, нам все-таки нужны общие правила игры. Если они будут закреплены, и все участники рынка будут их придерживаться и выполнять, то мы сможем решить вопрос и с ценообразованием, и с региональным демпингом. Пока у нас правил нет, ничего не выйдет. Сегодня мы тратим колоссальное количество ресурсов на не производственную деятельность, не на рост тиражей и работу с покупателями, а на борьбу за место на рынке и условия. Недаром же многие московские компании пытаются выйти вдругие регионы, считая, что здесь есть какие-то лишние деньги или поле для дополнительных продаж. Возможно,они таким образом и получают дополнительные продажи лично для себя, но это никак не дополнительные продажи в целом по отрасли. Потому что на рынке сегодня нет развития, есть только перераспределение тиражей. В итоге местный региональный игрок начинает ужиматься, отказываясь от обслуживания самых невыгодных точек. И выходит, что и он от них отказывается, и пришедший на рынок московский игрок до них не дотягивается. Торговые точки закрываются, тиражи падают, ну а дальше вы знаете: падение доходности, новые сокращения… Фактически приход на региональный рынок московских игроков и обострение конкурентной борьбы — это спусковой крючок для неконтролируемого очищения рынка.

Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Существует ли потенциал роста розничной цены на рынке распространения прессы?