Религия в соцсетях

Что общего у Папы Римского, мусульманского духовенства, Далай-ламы и патриарха Кирилла? Представители трех мировых религий не видят греха в том, чтобы пользоваться соцсетями и собирать «лайки» прихожан. 

Они активно выступают со светских площадок, например, в Facebook и Twitter, благословляют мобильные приложения и активность верующих в них. Единственное, чего пока не удалось сделать никому — это создать социальную сеть, ориентированную только на одну конфессию.

Православие

Русская православная церковь (РПЦ) присутствует не просто в интернете, но и в социальных сетях. Так, 29 апреля работу церкви с соцсетями обсудили на самом высоком уровне — заседании Высшего духовного совета РПЦ. Глава церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, призвал священнослужителей активнее взаимодействовать с аудиторией соцсетей и особенно с молодежью. «Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства. А наша паства сегодня в том числе и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы», — заявил он.

В качестве одного из подарков на день ангела (именины Кирилла и Мефодия, 24 мая) патриарх получил личную страницу во «ВКонтакте». За первые пару часов она собрала несколько тысяч комментариев, многие из которых были оскорбительны, и функцию отключили. Через некоторое время ее работу возобновили, и сейчас на странице патриарха снова можно оставить комментарий. Содержание модерируется, а страницу от лица Святейшего владыки ведет пресс-служба.

Собственного аккаунта в Twitter у патриарха пока нет, а его страница в Facebook — один из официальных информационных ресурсов Московского патриархата, поддерживаемый Синодальным информационным отделом. Об этом сообщил глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. Сейчас страница почти не обновляется, а вся сетевая активность переключилась на «ВКонтакте». Там публикуются в основном фрагменты из проповедей владыки, и количество его «лайков» пока можно сравнить только с не самыми полюбившимися пользователям обращениями Папы: около 2 тысяч.

Мобильные приложения для православных ограничиваются прагматичными ежедневными потребностями верующих: молитвослов, календарь постов и праздников и т.п. Все они доступны для устройств на Android и iOS и регулярно обновляются. По словам автора двух книг о православном интернете Ксении Лученко, расцвет церковного мобильного креатива пришелся на эпоху «до смартфонов», когда «Образок.ру» «по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго» к каждому празднику выпускал коллекции скринсейверов, картинок и мелодий звонков.

Самыми посещаемыми ресурсами в православном интернете остаются официальные СМИ патриархии, сохраняющий свою независимость «Правмир». Есть и многочисленные сообщества во «ВКонтакте»: некоторые из них созданы и поддерживаются усилиями церковных институтов, другие — пользователями. 

В социальных сетях, например, в Facebook, церковная политика и кадровые назначения в РПЦ не вызывают горячих дискуссий. «Обсуждают в основном темы из общенациональной повестки, но когда спорят — спорят именно как православные, апеллируя к вере и Писанию», — считает Лученко. В качестве примера она приводит обсуждение скандала вокруг «Тангейзера». И отмечает, что во многих вопросах для православных характерно обращение к государству как к арбитру.

Последний проект социальной сети для православных «Елицы», как и предшествующие сервисы, не увенчался особым успехом, по мнению Лученко. Сервис не раскрывает своей посещаемости, но представитель синодального отдела РПЦ по связям с общественностью подтвердил «Ленте.ру», что в патриархии не считают проект удачным. Причина того, что организованные по признаку конфессиональной принадлежности сайты живут и активно наполняются контентом, а специальные соцсети — нет, по мнению Лученко, в том, что верующим неинтересно обсуждать специфически православные вопросы, «они любят, чтобы обо всем сразу». И это правило кажется универсальным для всех религий.

Католицизм

Римская католическая церковь рассматривает интернет и социальные сети как угодный Богу канал для связи с верующими. Пастыри охотно используют социальные сети для общения с прихожанами: существуют даже специальные пособия по ведению проповеди в соцсетях. Миссионерство, а также поддержание контакта с уже присоединившимися к церкви людьми с помощью социальных сетей является стандартной практикой.

В интернете доступны онлайн и Twitter-трансляции проповедей, есть сайты, где можно анонимно исповедаться онлайн. Такие исповеди вполне легитимными считают наиболее прогрессивные и либеральные ответвления католической церкви.

Дать совет или напутствие своим духовным чадам гораздо проще на странице в Facebook или Twitter. Для этого, разумеется, священнослужителям приходится осваивать новые форматы и принимать их ограничения, например, по количеству знаков в Twitter — 140 символов. Судя по результатам, ответственным за социальные сети в Ватикане это неплохо удается. У Twitter-аккаунта Папы Римского Франциска есть версии на 9 языках, включая латынь. Аккаунт был создан при вступлении понтифика в должность в марте 2013 года. Общее число его читателей превышает 20 миллионов человек, примерно треть приходится на англоязычную версию. Основное содержание — напутствия понтифика пастве, например: «Чтение Евангелия каждый день помогает нам преодолеть наш эгоизм и самоотверженно следовать за учителем нашим Иисусом».

В среднем записи Папы собирают около 10 тысяч лайков и 2-3 тысячи репостов. Самым популярным за последние месяцы стал опубликованный 17 июля твит: «Когда все вокруг разваливается, есть только одна вещь, которая поддерживает нашу надежду: Господь любит нас, он любит всех!» 17 тысяч отметок «Нравится» и 13 тысяч репостов.

When everything falls apart, only one thing sustains our hope: God loves us, he loves everyone!

— Pope Francis (@Pontifex) 17 июля 2015

Больше всего католиков в Бразилии. Здесь же представители одного из наиболее строгих ответвлений этой конфессии, католики-евангелисты, создалисобственную «безгрешную» версию Facebook. Социальная сеть была запущена в июле 2015 года под названием Facegloria. «На Facebook мы видим много насилия и порнографии. Поэтому мы и придумали соцсеть, где можно говорить о Боге, любви и распространять Его слово», — объясняет один из инициаторов проекта, веб-дизайнер Атилла Баррос.

Составлен список из 600 слов, которые ресурс не разрешает использовать. На Facegloria есть и собственная «святая инквизиция» — команда модераторов, пресекающих ненормативную лексику, упоминания о сексе, нетрадиционной сексуальной ориентации и жестокости , а также критику религиозных лидеров. Вместо кнопки «лайк» здесь «аминь». За месяц с момента запуска соцсеть привлекла больше 100 тысяч пользователей.

Ислам

Современный ислам, не считая его радикальных ответвлений, рассматривает интернет как благо. У верховного муфтия России нет своего аккаунта в Facebook или во «ВКонтакте», но совет муфтиев одобряет использование социальных сетей для того, чтобы развивать связи внутри национальных и религиозных сообществ, рассказывать немусульманскому миру о внутренней жизни ислама и бороться с негативными стереотипами. Духовные лидеры руководствуются важным в исламе правилом , основанным на хадисе (изречении пророка Мухаммеда): «О действии судят по намерению». При хорошем намерении уместны любые современные технологии. Однако сами представители мусульманского духовенства практически не имеют аккаунтов в социальных сетях, отдавая эту часть светской жизни на откуп рядовым верующим.

Впервые мусульманский праздник привлек значительное внимание социальных сетей, пожалуй, лишь в этом году: 17 июля сервис Snapchat с аудиторией в 100 миллионов активных пользователей в месяц посвятил одну из своих пятиминутных трансляций последнему дню месяца Рамадан и показал прямое включение из центра ислама, Мекки. Мусульмане со всего мира поблагодарили сервис, а посты в Twitter с хештегом «Mecca_live» публиковали представители разных конфессий. Среди твитов встречались и восторженные отклики с обещаниями принять ислам под впечатлением от трансляции, на которую интернет откликнулся более чем миллионом сообщений за сутки. По словам организаторов, им было важно показать, что ислам — религия мира.

«Я так горд быть мусульманином, отклики (на трансляцию — прим. Ленты.ру) заставляют меня плакать. Терроризм — это не ислам», — пишет один из присоединившихся и поблагодаривших Snapchat за внимание пользователей.

I'm so proud to be a Muslim seeing the reactions make me cry. Terrorism is not Islam #mecca_live