— Юлия Георгиевна, многие представителей столичного медиабизнеса выражают беспокойство в части конкурсной документации по организации торгов на киоски прессы, а также соблюдения гарантий по сохранению объектов прессы для операторов рынка, работающих на этих точках длительное время. В частности об этом говорилось 25 августа на заседании рабочей группы Ассоциации распространителей печатной продукции. Каким образом будет работать эта система, и как это отразится на рынке распространения СМИ в городе?
— Думаю, вначале следует кратко описать текущую ситуацию на московском рынке распространения печати. По поручению мэра Москвы в рамках реформирования нестационарной розницы в городе для объектов печати установлен особый статус. Это исключительное решение принято в силу социальной и информационной функции торговли печатной продукцией в городе и закреплено принятым Постановлением Правительства №343-ПП от 09.06.2015.
В соответствии с ним Департамент СМИ и рекламы г.Москвы выступает инициатором разработки схемы размещения объектов печати в городе, осуществляет контроль за их работой. Также департамент определяет порядок торгов на право торговли в объектах печати по согласованию с Департаментом по конкурентной политике, Департаментом городского имущества и Департаментом торговли и услуг г.Москвы. Торги проводит подведомственное нашему департаменту Казенное предприятие «Мосгорпечать». Для города проект замены объектов печати на модели нового образца за счет средств городского бюджета не является инвестиционным, поэтому торги будут проводиться не в форме аукциона, а в форме конкурса. Также важным для рынка решением стала отмена торгового сбора для объектов печати.
Отдельно стоит отметить, что на переходный период практически все работающие киоски печати продолжают функционировать по своим местам до момента их замены на новые объекты вне зависимости от сроков окончания договоров. Случай беспрецедентный. Выведены только те объекты, которые мешали благоустройству в рамках проекта «Моя улица», и совсем небольшая часть — в зоне строительства ТПУ, некоторые киоски в силу градостроительной ситуации были перемещены. Это исключительная мера для сохранения возможности покупки прессы в городе. Все демонтажи происходят только по согласованию с нашим департаментом и находятся на постоянном контроле. Об этом мы подробно говорили на совещании в начале августа, которое проводил заммэра А.Н.Горбенко с ключевыми участниками рынка распространения.
— Самих точек станет больше или меньше?
— Вместе с отраслевым сообществом в течение двух лет проведена серьезная и кропотливая работа по выверке нынешней стихийно сложившейся схемы и по ее оптимизации. По нашим оценкам на сегодняшний день в городе работает порядка 1 650 киосков. В новой схеме планируется 2 095 киосков плюс порядка 470 пресс-стендов, которые заменят «ручников». Схема размещения объектов печати стала более равномерной, убрано дублирование, чтобы пресс-стенд не стоял рядом с киоском или чтобы киоски не стояли вплотную друг к другу, при большом потоке они разнесены на определенное расстояние. Мы постарались сохранить сложившиеся места размещения киосков, при этом учесть не только коммерческую выгоду, но и информационную задачу. В схеме есть так называемые «социальные» места, не очень успешные с точки зрения выручки, но необходимые, так как вокруг вообще нет объектов печати. При подготовке лотов на право торговли такие объекты будут объединены с высокорентабельными с учетом логистики. Это некая социальная нагрузка на бизнес, в этом также его социальная функция. Наша задача — чтобы у москвичей был повсеместный и удобный доступ к печатной прессе.
— Что происходит на сегодняшний момент со схемой?
— Мы проходим необходимые согласования по новым правилам с Москомархитектуры, префектурами, Департаментом торговли и услуг, Департаментом транспорта, Департаментом имущества, а также с муниципальными депутатами, это требует времени в силу определенных сроков рассмотрения в каждой инстанции. Предполагаем, что в ближайший месяц-полтора схема будет окончательно вычищена: включены новые места и исключены не сохраняемые. Все места будут внесены в Единую городскую систему информационного обеспечения и аналитики потребительского рынка и услуг, можно будет посмотреть конкретный адрес размещения с учетом геолокации. Все максимально доступно и прозрачно. Сейчас мы проходим необходимые кардинальные изменения. Со временем, очевидно, схема будет претерпевать определенные корректировки. Так в перспективе планируем рассмотреть размещение объектов в пешеходных зонах, в ТПУ после ремонта, в новых микрорайонах. Какие-то объекты, возможно, будут исключаться. Это нормальный процесс.
— В чем заключаются новации для рынка дистрибуции прессы в связи с новой концепцией проведения торгов?
— На мой взгляд, нам удалось вместе с отраслевым сообществом и нашими коллегами из органов власти принять максимально либеральный порядок торгов для объектов печати, который был возможен. Объекты являются городской собственностью, устанавливаются за счет бюджета города, право торговли в них дается предпринимателю сроком на пять лет в соответствии с действующим законодательством и в рамках утвержденного ассортимента. Киоск не должен стоять закрытым, не может быть изменена специализация объекта, нельзя выходить за рамки утвержденного ассортимента и нарушать соотношение 60/40 печати и сопутствующих товаров, нельзя сдавать киоски в субаренду. В этом нет ничего нового для отрасли. При этом есть вещи, которые радикально отличаются от всей остальной торговли.
Конкурс на право торговли в объектах печати будет проводить подведомственное департаменту казенное предприятие, что дает возможность сделать процедуру проще. При рассмотрении заявок предусмотрены как стоимостные критерии, так и нестоимостные — учитывается опыт работы в сфере распространения печатной продукции. Отбор будет осуществляться специальной межведомственной комиссией, в которую помимо представителей органов власти включены и представители отраслевых ассоциаций издателей и распространителей печатной продукции. Считаю это серьезным достижением, впервые отрасль может участвовать в принятии решения по распределению мест. При этом процедура подачи заявок и их рассмотрения максимально прозрачна и прописана в четком соответствии с действующим законодательством.
Теперь о стоимости аренды. В силу социальной значимости для объектов печати введен максимально понижающий коэффициент 0,3 от стартовой цены лота, цена зависит от зоны размещения в соответствии с действующими правилами. Все подробно изложено в порядке проведения торгов. Таким образом, стоимость арендной платы киоска в месяц будет отличаться в зависимости от места размещения и площади объекта. Замечу, что эти ставки существенно ниже ставок для других спецификаций розничного ритейла. Озвученные ставки более чем приемлемы по сравнению с текущей выручкой даже с учетом падения продаж и стоимостью нынешней пересдачи объектов в субаренду. Эти условия спокойно приняты большинством участников рынка, в том числе, индивидуальными предпринимателями.
— Можно ли ваши слова трактовать и так, что с помощью «Мосгорпечати» вы хеджируете свои риски, чтобы обеспечить некоторую устойчивость на рынке?
— Не очень корректный вопрос. Казенное предприятие — по сути, просто управляющая компания. Я подробно рассказываю обо всех деталях намеренно, чтобы показать, что предпринимаемые меры не приведут к повышению цен, к банкротствам и т.п., и хочу этим исключить возможность спекуляций. Именно для этого город ввел особые условия для объектов печати. Сейчас совпали негативные тенденции: нынешняя экономическая ситуация, падение на рынке рекламы, рост стоимости печати. Но предлагаемые изменения не ухудшат ситуацию в отрасли. Мы создаем максимально прозрачные, экономически удобные и понятные условия для тех добросовестных участников рынка, которые хотят заниматься продажей печатной продукции.
В то же время бизнес по сдаче киосков печати в аренду уходит в прошлое, исключается цепочка посредников и с ней все теневые истории — это намеренное решение города. Не секрет, это было довольно тяжело перенесено некоторыми участниками рынка. Думаю, рынок станет более прозрачным с точки зрения участников, с точки зрения цен, с точки зрения правил работы. Победитель по итогам торгов будет платить только ежемесячную плату за право осуществления торговли и оплачивать по счетчику электроэнергию. Он также должен осуществлять уборку мусора и застраховать объект на случай повреждений и осуществления ремонта. Все. Никаких дополнительных поборов не будет, все прописано в договоре. Установка объекта с оборудованием — за счет города, благоустройство — за счет города, подключение к электричеству — за счет города. То есть предприниматель приходит работать в готовый объект.
Также отдельно хочу отметить, что нет задачи кардинально поменять расклад на рынке, выстроить его под кого-то либо ввести нового участника. Сразу было озвучено, что город не будет заниматься торговлей, и казенное предприятие не будет. Но при этом у нас есть задача сделать этот рынок более прозрачным. Более прозрачным и с точки зрения финансов, как я уже сказала, с точки зрения участников — кто торгует на этих местах, и с точки зрения правил работы на этом рынке. Вот, наверное, три основные составляющие. Поэтому торги проводятся в форме конкурса с учетом опыта работы, причем именно на рынке распространения печатной продукции, что очень важно. И те документы, которые будут подавать претенденты, должны включать подтверждения: либо договоры на аренду, либо договоры на размещение объектов — эти документы у действующих предпринимателей есть, и это для них существенное преимущество.
Теперь, что касается 60% веса цены при оценке заявки. По существующему законодательству это максимально возможный низкий показатель при проведении конкурентных процедур.
— Это законодательно закреплено?
— Да, соотношение критериев 60/40 при оценке заявки максимально либеральное, которое возможно в том числе для защиты конкуренции. Юристы серьезно проработали принятый порядок, он разработан в четком соответствии с законодательством. При этом мы постарались учесть все основные моменты, о которых просили участники рынка. Прежде всего, как я сказала, это преимущество для тех, кто давно и добросовестно работает. Отдельно скажу по лотам — есть достаточное количество единичных лотов, но при этом есть лоты, объединенные с учетом сложившейся логистики, по просьбе участников рынка мы постарались их особо не укрупнять. По условиям договора, если какой-то объект из лота не будет работать, то расторгается договор по всему лоту.
Также предусмотрена возможность выхода на конкурс индивидуальных предпринимателей и небольших компаний, а не только крупных компаний и оптовиков. Необходимо соблюсти равные условия для всех добросовестных участников рынка. Каждый из них может на сегодняшний день выйти на конкурс и в нем победить, при этом цена — не единственный фактор. Если внимательно читать условия, определенное повышение цены может быть перевешено опытом работы. Нужно внимательно готовить документы с юристами и финансистами, что, думаю, наши коллеги сейчас и делают.
— Относительно стоимости обеспечения заявки на участие в торгах, не станет ли она большой финансовой нагрузкой для операторов рынка?
— Финансовое обеспечение — это тоже требование законодательства. Это гарантия того, что компания не находится в стадии банкротства, что она крепко финансово стоит на ногах и может в дальнейшем исполнять договор. Обеспечение может быть как в денежной форме, так и в форме банковской гарантии. Оно не вносится на весь срок действия договора, как некоторые ошибочно поняли, а только на период проведения конкурса: обеспечение возвращается в течение пяти дней после того, как подведены итоги тем, кто не победил, а победителю — после заключения договора в такой же срок. Либо, если это денежное обеспечение, оно может быть по договоренности сторон зачтено в ближайшие платежи по договору. По решению предпринимателя после возвращения обеспечение можно использовать в следующем конкурсе.
— И когда можно ожидать работу киосков по новой схеме?
— На сегодняшний день мы опубликовали первые три конкурса в общей сложности на 92 объекта в Центральном административном округе, которые закуплены Департаментом торговли и услуг и будут готовы в сентябре. Их установят по итогам наших конкурсов на право торговли. После приемки по акту победителем установленного объекта договор вступает в силу, в том числе, с точки зрения платежей. После того, как будет подписан акт, победитель получает доступ к объекту.
— Центр города — это набор уже известных претендентов? Не ожидаете серьезной конкуренции между ними?
— Все, что лежало в нашей компетенции, на мой взгляд, проведено в четком соответствии с договоренностями и с консультациями, которые были до этого с отраслевым сообществом. Мы постарались максимально защитить рынок от перекупщиков — они не смогут сдать объект потом в субаренду, а если выйдут на конкурс и победят, будут вынуждены сами заниматься продажей печатной продукции, иначе договор будет расторгнут.
В то же время, мы не можем исключить внутренней конкуренции, ни один предприниматель не может быть защищен от того, что коллега не будет претендовать на его традиционное место. Именно в этом, как понимаю, сегодня состоит основное волнение рынка. Нельзя перезаключить договоры, провести эту процедуру без конкурса, т.к. это противоречит законодательству. И если на одно и то же место претендуют две компании с опытом работы на рынке, победит та компания, у которой будут лучшие условия. Не в компетенции департамента вмешиваться в рыночные отношения.
Наша задача — чтобы объекты печати в городе стояли по своим местам и работали, чтобы добросовестные участники рынка торговали печатной продукцией по правилам, и чтобы это было удобно москвичам. В остальном все зависит от того, насколько отраслевое сообщество готово само выполнять те требования и пожелания, которые оно предъявляло городу по максимальному сохранению сложившегося рынка. Поэтому мне кажется, что сейчас участникам рынка нужно не искать какой-то злой умысел и какую-то опасность в принятых документах, а внимательно их изучить и готовиться к конкурсу. Чтобы мы быстро и спокойно все прошли и начали уже работать.
Сейчас мы подошли к моменту, когда начали реализовывать то, над чем совместно с отраслью работаем уже более пяти лет. После эксперимента в ЦАО мы предполагаем как можно скорее распространить эту практику на весь город. До конца года мы готовимся расторговать пресс-стенды, и со следующего года убрать торговлю «с рук», которая не сочетается с современным видом города и со всеми изменениями, которые происходят в столице.
— А когда конкурсы уже пройдут по всему городу?
— План такой. Прежде всего, после согласования оставшихся мест завершим торги по ЦАО. На сегодняшний день из 2 095 мест установки киосков в городе порядка 1 800 мест уже включены в схему. Точнее, порядка 1 000 мест не требуют никаких изменений и согласований, порядка 800 требуют внесения корректировки в буклеты Москомархитектуры с точки зрения площади объекта. Около 300 новых мест в ближайшее время будут согласованы. На эти согласования и изменения потребуется еще определенное время. На 1 000 мест мы уже сейчас готовы поэтапно объявлять торги. Но мы зависим от графика закупок объектов городом. Очевидно, что закупки будут партиями, логично, если проект будет идти по округам. Если закупки будут осуществляться запланированными темпами, мы к середине следующего года должны заменить все объекты при работе в спокойном режиме. Конечно, это серьезная работа и большая нагрузка и на департамент, и на казенное предприятие, и, несомненно, на комиссию, которая будет осуществлять отбор.
— Как ваши функции будут разведены с «Мосгорпечатью»?
— Функция казенного предприятия — управление и контроль за городским имуществом. «Мосгорпечати» приказом департамента передано право проведения торгов. В компетенции казенного предприятия заключение договоров, контроль за их исполнением с точки зрения оплаты и выполнения правил торговли в городе, отслеживание нарушений. Также департамент поручил казенному предприятию проведение постоянного мониторинга объектов печати. Еще раз повторю, казенное предприятие не будет заниматься торговлей, не будет заниматься оптовыми закупками прессы или логистической деятельностью и забирать бизнес у участников рынка.
— Если будет какое-то нарушение со стороны предпринимателя, то с этим будет разбираться «Мосгорпечать»?
— В договоре прописаны все нарушения, они не новые: нарушение специализации, места размещения, нарушения с точки зрения пересдачи городского объекта в субаренду, с точки зрения ассортимента, с точки зрения внешнего вида, сроков оплаты. Контроль за исполнением договоров — за «Мосгорпечатью». Департамент отвечает за схему размещения объектов печати в городе и осуществляет общий контроль.
Я призываю коллег очень внимательно читать документы, в том числе договор. Руководство казенного предприятия проводит консультации по разъяснению новых правил работы.
Станислав Расков
Источник: Планета СМИ
Похожие новости: Объявлены первые торги на право реализации прессы в киосках печати