Сергей, на днях в Омск приезжал другой известный российский журналист — Максим Шевченко. Он нарисовал такой сценарий: для развития экономической конкуренции нужно развивать политическую конкуренцию в регионах, свободные выборы, СМИ и так далее. Весьма идеалистический сценарий. На деле же сегмент независимых СМИ, живущих за счет рекламного рынка, неуклонно сокращается. Что же делать?
- Да, региональная журналистика умрет. Это неизбежно. Не выдержит конкурентной борьбы за читателя. Вот я читатель! Я что, должен жить интересами омской журналистики? Нет, я живу своими интересами, интересами своей семьи. Мне нужна та журналистика, которая удовлетворит мои потребности в данный момент. Возможно, это будет бразильская пресса или Wall Street Journal. Я люблю читать Wall Street Journal. Поэтому здесь без вариантов. СМИ - как бизнес-модель умрут. Что с этим делать? Я не знаю.
Видимо, власть должна как-то помогать, но делать это деликатно, корректно. Уметь держаться на расстоянии. Хотя в этом есть огромное лукавство. Правая рука должна кусать левую? Изображать оппозицию самой себе? Ведь для журналиста в такой момент наступает классическая шизофреническая ситуация, описанная Грегори Бейтсоном, когда нужно одновременно выполнить три условия: невозможно сделать, нельзя не сделать, и запрещено обсуждать.
Чтобы «правильная схема» работала, власть должна обладать огромным терпением. Я не уверен, что чиновникам хватит его. Я знаю, что говорю. В былые годы меня по два раза в год увольняли. Теперь увольняют примерно раз в пять лет (смеется).
Видимо привыкли. Думают, ну Доренко и Доренко — шут при дворе короля. Вас не обижает такое отношение?
- Нисколько. Шут и шут с ним. Зато я могу позволить себе гораздо больше в высказываниях, в критике. Вспомните, каким влиянием обладал шут при дворе. Это известная буддистская притча. Как один буддистский учитель спросил Хотэя, в чем сущность дзен? Возникла та же шизофреническая ситуация. Нельзя было отвечать, молчать тоже нельзя. И тогда Хотэй рассмеялся. Смех — это великая сила. Смех - это тоже выход для журналиста, вариант побега. Наравне с алкоголизмом.
Как вы не спились за эти годы?
- Я не тусовщик. В 10 вечера уже сплю, а встаю в 4 утра. Я ни с кем не общаюсь. Ну разве что с Алексеем Венедиктовым. Его уважаю.
Куда девать орду региональных журналистов, когда экономическая модель существования СМИ развалится?
- Вы все пойдете на большую дорогу с кистенем в руках добывать себе пропитание — грабить и обирать простых граждан (смеется). Реально, все так и будет.
Ваши ролики на Youtube зрители оценивают примерно так: 3 тысячи «за», тысяча - «против». Если бы пропорция была обратная — все равно бы работали?
- Конечно. Какая разница как меня оценивают, главное же смотрят. Они любят меня. Просто по-другому. Они любят смотреть, потреблять такую информацию. Она им жизненно необходима. Людям важно иметь канал для эмоциональной разрядки, канал - куда можно выплеснуть свою ненависть.
И негативные комментарии вас не задевают?
- На Youtube я вообще комментариев не читаю. У меня есть садик — это Фейсбук, Твиттер. Вот там я свою деляночку усердно обрабатываю. Выдергиваю сорники. По десять человек в день баню. Там я формирую свою секту.
У меня в редакции есть сотрудник, который вас искренне ненавидит…
- Это замечательно. Я его поздравляю. Значит он попался в мои сети… (смеется).
Какова все-таки главная цель вашей поездки в Омск?
- Я встречался с губернатором Виктором Назаровым. Мы обсуждали возможность запуска эфирного вещания радио «Говорит Москва». У нас очень много качественного контента, который будет интересен и омичам.
Договорились?
Губернатор сказал, что это было бы полезно. Все! Дальше - это уже моя забота. Губернатор же не может по щелчку пальцев организовать нам радиочастоту. Будем думать, как решить эту задачу.
Источник: newsomsk.ru
Фотография:
Оригинальный заголовок: Сергей Доренко: «СМИ как бизнес умрут! Что с этим делать? Не знаю».
Похожие новости: Бумажные СМИ - умрут, но не сейчас