В совещании приняли участие: М.Н.Голованова, генеральный директор ОАО «Южное АП», А.Б.Игнатьева, руководитель рабочей группы АРПП, генеральный директор ЗАО «Пресса для Всех», Е.Г.Капустина, генеральный директор КП «Мосгорпечать», А.В.Оськин, председатель Правления АРПП, В.Г.Паргентанян, генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ», Т.В.Паршкова, исполнительный директор Союза столичных издателей, Г.С.Руднева, генеральный директор ООО «Агентство Желдорпресс-ГП», Т.Ю.Савина, генеральный директор ЗАО «МК-Сервис», А.В.Федотов, генеральный директор ООО «ХК «Сегодня-Пресс», А.И.Цейтлин, генеральный директор ООО «КДО», В.О.Юхина, заместитель генерального директора компании «Лотереи Москвы», и др.
Заседание открыл А.В.Оськин, который отметил, что на рынке розничного распространения печатной продукции в Москве существует очень много проблем, в том числе в связи с объявленными конкурсами на право заключения договоров на торговлю в НТО «Печать». Всё это происходит на фоне того, что в стране не выполняются в целом ни федеральными, ни региональными органами власти поручения президента РФ В.В.Путина по поддержке медиаотрасли, повышению доступности печатной продукции для населения. В этой ситуации хотелось бы найти понимание и поддержку со стороны Департамента СМИ и рекламы города Москвы, хотя тот и сам находится в сложном положении, будучи вынужденным взаимодействовать с другими департаментами столичного правительства и согласовывать с ними все вопросы.
Затем слово взяла Е.Г.Капустина. Она сообщила, что в последнее время очень плотно общается с операторами рынка распространения прессы и знает, что у них накопилось много вопросов, связанных с недавно утвержденным «Порядком организации и проведения торгов на право заключения договоров на осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах со специализацией «Печать». Этот документ, сказала она, дался Департаменту СМИ и рекламы с большим трудом, на согласования с другими структурами московского правительства ушло больше года. Тем не менее, в Департаменте СМИ учли пожелания отрасли. Так, на киоски прессы объявляются конкурсы, а не аукционы, каждый лот включает минимальное количество мест, упрощены условия для участия в конкурсах, при выборе победителя будет учитываться опыт работы претендента на рынке распространения прессы.
Далее А.Б.Игнатьева предложила собравшимся задать вопросы по проведению конкурсов Е.Г.Капустиной как руководителю предприятия, которому поручена организация торгов.
Т.Ю.Савина отметила, что операторы рынка считают неприемлемым значимость стоимостного и нестоимостного критериев, зафиксированную в утвержденном документе как 60 и 40 процентов соответственно. Это означает, что стоимостной критерий будет определяющим и победителем конкурса всегда окажется тот, кто предложит большую цену договора. Соответственно, на рынок придут компании или индивидуальные предприниматели, обладающие деньгами, но не имеющие опыта работы по распространению прессы, и постепенно перейдут на торговлю другим, более выгодным товаром.
Т.Ю.Савину поддержал С.А.Невзоров, начальник отдела согласования и развития ООО «ХК «Сегодня - Пресс», который на замечание Е.Г.Капустиной о существующем запрете на смену специализации возразил, что для недобросовестных претендентов главное – это получить место, а уже потом разбираться с ассортиментом. В любом случае пресса не будет у них главным товаром, присутствуя на витрине только для вида.
М.А.Литвинов, руководитель отдела развития ООО «ГК «Кардос», добавил, что с непрофильными организациями, победившими в конкурсе, будет трудно судиться, т.к. им выгоднее будет годами платить небольшие штрафы, но не платить аренду и не выполнять другие условия договора.
А.Б.Игнатьева высказала опасение, что индивидуальные предприниматели могут победить в конкурсе и занять места существующих операторов, но через какое-то время уйти с рынка. Что делать потом? Объявлять новые конкурсы? Надо иметь в виду, что крупные операторы имеют современные складские технологии, соответствующий софт, сортировочные линии и др. Их устранение с рынка может уничтожить их бизнес, а киосковые сети прессы привести к коллапсу. Поэтому было бы правильным формировать лоты на одно юридическое лицо или по принципу 1 лот – 1 адрес.
А.В.Федотов обратил внимание собравшихся на тот факт, что в целом экономика киосков ухудшается. Я прогнозирую, сказал он, что при реализации новых условий функционирования киосков часть из них закроется, у других значительно вырастут цены на прессу, а объем продаж газет и журналов в городе может упасть на 30-40 процентов. При этих обстоятельствах необходимо срочно решать вопрос с расширением ассортимента, иначе отрасль просто не выживет.
Многие вопросы, адресованные руководителю «Мосгорпечати» были связаны с условиями договора на осуществление торговой деятельности НТО «Печать» и конкурсной документацией.
Т.В.Паршкова подняла вопрос о страховании киосков и их ремонте, который возложен на арендаторов, хотя никакого гарантийного срока на сдаваемые в аренду НТО в договоре не предусмотрено. Также она высказала уверенность в том, что обязанность арендатора подключать киоск к электросети, заключив новый договор с поставщиком электроэнергии и устанавливать новый счетчик неизбежно приведут к росту расходов и, соответственно, росту цен на реализуемую прессу. А рост цен на прессу, в свою очередь, повлечет за собой значительное падение продаваемых тиражей газет и журналов.
По проблеме страхования киосков Т.В. Паршкову поддержал В.Г.Паргентанян, предложивший городу как собственнику торговых объектов взять оформление страховки на себя.
Т.В.Паршкова, С.А.Невзоров и другие участники заседания отметили, что у предприятий возникают проблемы с заполнением заявок на конкурс, поскольку нигде нет образцов документов. А.Б.Игнатьева и А.В.Федотов предложили запросить у Департамента СМИ и КП «Мосгорпечать» четкие инструкции по заполнению конкурсной документации.
Учитывая, что во время заседания рабочей группы его участники не смогли получить ответы на многие из поднимавшихся вопросов, было принято решение общими усилиями составить перечень всех проблем и через АРПП направить в Департамент СМИ и рекламы города Москвы.
Пресс-служба АРПП