Однако не спросить мнения самих игроков мы не могли… О том, чего бояться распространители прессы и о будущем этого сегмента наша редакция поинтересовалась у Алексея Федотова, гендиректора компании «Столичная пресса».
— Алексей, скоро рынок продаж прессы в Москве ждут изменения — в городе утверждены новые правила игры. Как вы их оцениваете? Они вас устраивают?
— До настоящего момента мы лишь размышляли гипотетически о возможном развитии событий на рынке распространения СМИ, и предлагали различные варианты, которые были бы приемлемы для города и отраслевого сообщества. Однако город принял решение выгодное лишь для себя, не имеющее ничего общего с обеспечением интересов москвичей, распространителей и издателей. Отвечая на ваш вопрос, могу сказать лишь одно: новые правила игры не устаивают никого, в том числе и городскую экономику. Это заранее мертворожденный проект, выбранный лишь в интересах определенной группы лиц и то только для освоения денежных средств на этапе строительства. Давайте посмотрим как будет развиваться ситуация с конкурсами–аукционами и насколько ситуация будет драматичной. Я хочу верить в лучшее.
— За последние месяцы прошло уже немало всевозможных заседаний участников рынка, на которых они высказывали большие беспокойства из-за проходящего сейчас реформирования. Чего бояться распространители прессы?
— По словам первого заместителя руководителя Департамента СМИ и рекламы при Правительстве Москвы Казаковой Ю.Г. рынок распространения прессы в городе сложился хаотичным путем и его необходимо реформировать. Абсолютно все участники рынка распространения и издатели понимают, что это в корне неверно. Если вспомнить ситуацию по выделению мест под размещение НТО при мэре Лужкове, было очевидным то, что процедура была чрезмерно забюрократизирована и очень серьезно продумана. Дислокация размещения мест формировалась на основании нескольких факторов: людского потока (трафика), который определялся оператором рынка; заявок жителей района, которые направлялись в районные управы; возможностями размещения, которые определялись городскими хозяйственными службами, такими как, например, МОЭсК, Пожнадзор, Мосгоргеотрест и др. Итого — порядка 40 (!) инстанций. Окончательное решение об установке киоска принималось Межведомственной комиссии и Комитетом по СМИ при Правительстве Москвы. Архитектурные решения собственно конструкций утверждались Москомархитектуры. Существовал буклет нестационарных торговых объектов, который утверждался раз в пять лет. Его разрабатывали архитекторы совместно с отраслевым сообществом и Комитетом по СМИ. Было порядка 10-12 моделей киосков. При том, что распространители имели договор аренды земли на пять лет, они совершенно спокойно могли инвестировать деньги как в замену киосков для продвижения товара, так и в технологии, склады, материальную базу транспортно-экспедиционных хозяйств.
Что мы имеем с конца 2010 года? Ничего. Прежняя система разрушена. До настоящего момента киоски продолжают сносить под различными предлогами. Сначала это были отговорки наподобие благоустройства, борьбы с автодорожными пробками и невостребованностью киосков горожанами; сейчас — как исполнение программы «Моя улица». За эти пять лет распространители, не имея четко закрепленных правил игры на рынке, не могли инвестировать деньги в замену конструкций киосков, так как не имели правовых основ для инвестиций. Как показало время, сделано это было совершенно справедливо, так как право на объекты и аренду земли у бизнеса теперь отбираются.
Сомнения вызывает сам избранный механизм замены киосков за счет бюджета города в разгар тяжелейшего и самого затяжного экономического кризиса с 1992 года. В городе сокращаются бюджетные рабочие места, в бизнесе также происходит урезание бюджетов и увольнение людей, крупнейшие производители, торговые компании — предприятия реального сектора экономики, закрывают свой бизнес, налоговые поступления в бюджет сокращаются с каждым днем, рубль стремительно набирает обороты в падении. В этих условиях ввязываться в глубоко убыточный инвестиционный проект — полнейшее самоубийство для любого хозяйственника. Почему нынешние московские чиновники тратят миллиарды рублей на замену уличной плитки, бордюров и киосков с павильонами мелкорозничной торговли — для всех вопрос номер один и в Москве, и в России в целом. Почему не потратить эти деньги на социальную сферу, помощь пенсионерам, малоимущим? Почему не создать рабочие места, облегчить жизнь бизнесу и, тем самым, повысить свою популярность? Вопрос открыт.
— Те распространители, с которыми мы уже общались, утверждают, что при новой схеме работы они рискуют просто лишиться точек, на которых работают не один год. Насколько эти беспокойства обоснованы?
— Группа компаний, которую я возглавляю, создана в 1994 году. С этого времени, несмотря на все кризисы и потрясения, мы добросовестно работали, и к нам не применялись санкции со стороны государства. Мы распространяли и будем распространять газеты и журналы. Даже в жесточайшие экономические кризисы мы не перепрофилировали киоски прессы под овощи, шаурму или цветы, а с болью в сердце закрывали нерентабельные объекты. Так же работают другие распространители — члены Ассоциации распространителей печатной продукции. Их уход с рынка обернется катастрофой для информационного пространства столицы. К сожалению, не все в Департаменте СМИ и рекламы это понимают.
— По новой схеме работы торги в виде конкурса на право торговли будет проводить Казенное предприятие «Мосгорпечать», которому теперь приписывают монопольное положение на рынке. Однако в самом департаменте уверяют, что «Мосгорпечать» не будет заниматься коммерческой деятельностью… Тогда на каких предположениях основаны страхи о грядущей монополии?
— Что касается собственно механики проведения этих конкурсов… Приложение к приказу Департамента СМИ и рекламы от 18.08.2015 №02-55-312/15 «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте со специализацией “Печать”» очень неоднозначно. Мы все прекрасно понимаем, что в нынешних условиях и вертикали власти моего родного города, все нормативно-правовые акты разрабатываются под конкретное предприятие или под определенные цели. Это не секрет. Если изучить внимательно этот сомнительный документ, то остается неясным очень многое.
Например, пункт 3.8 по описанию расчета формулы начальной (минимальной) цены лота предполагает проведение торгов по городу в целом без разбивки по округам, однако сейчас избран только Центральный административный округ. Почему за основу взята логистика маршрутов развоза, а не принадлежность юридическим лицам, тоже не ясно. Вариант ответа лежит на поверхности — возможный умышленный вывод на рынок новых «игроков», не имеющих ничего общего с профессиональными распространителями печатной продукции.
Пункт 9.3 «Стоимостные критерии оценки» указывает значимость критерия «Цена договора» в размере 60%». Это свидетельствует о том, что существующие операторы рынка фактически приведены к аукциону, и ни какой аргумент кроме денег не работает. Вопрос: для чего тогда прописаны не стоимостные критерии? Ведь принцип «кто больше дал» одномоментно определяет победителя. Зачем тогда нужны показатели «Опыт работы» и «Деловая репутация»? Если только в качестве насмешки… Тот, кто долго работает, уже надоел, и вот — придут другие, которые все могут… Своей работы операторы рынка такого отношения к себе не заслужили.
Пункт 11.3 указывает на то, что при равном количестве баллов победителем будет признан тот, кто раньше сдал документы. Это уже совсем сомнительно.
Что самое неприятное в данном документе — противоречия между фактами итогового документа «Мосгорпечати» и Департамента СМИ и рекламы с обещаниями руководителей города. Отрасли распространения СМИ давались гарантии, что в итоговую ставку аренды войдут электроэнергия, вывоз ТБО и снега, ремонт киосков, подключение к электрическим сетям. Однако все это ложится бременем на распространителей, что существенным образом ухудшает экономику каждого конкретного объекта.
— Одним их результатов реформирования рынка станет ликвидация «ручников», вместо них в Москве будут установлены так называемые пресс-стенды. Как это отразится рынке?
— Думаю что всем давно ясно и понятно, что данный канал прессы городу, отрасли распространения и издателям необходим. Однако актуальность его постепенно уходит в прошлое как и внешний вид «ручников». Их давно необходимо было переформатировать. Очевидным является то, что «ручники» должны быть переформатированы в мини-киоски по принципу ньюс-стендов, установленных в районе Манхеттен Нью-Йорка. Местами их дислокации должны быть транспортно-пересадочные узлы и зоны максимального трафика.
Что же мы будем иметь сейчас? Никаких изменений. Поменять тележку «ручника» на новую — разве это изменения? К сожалению, это — мера ни о чем. Данные форматы присущи лишь странам с депрессивными экономиками.
— С учетом всех происходящих изменений на столичном рынке, какой вы видите систему продаж прессы в будущем? Дайте свой прогноз.
— Понимаете, все мои прогнозы по отрасли сбывались. Все. В нынешней попытке передела рынка, некого рейдерского захвата бизнеса акционеров, который формировался последние 25 лет путем покупок, установок собственных новых киосков, получения мест под размещение объектов, приобретения и обновления сортировочных баз, складских комплексов, транспортных средств, установления договорных отношений с издателями и прочих сложных многоступенчатых операций, становится ясна цель всего этого «действа». Город как бы хочет иметь условно красивую «уличную мебель», преподнося это как новые светлые объекты с кондиционерами, не углубляясь в экономику распространителей, и что главное — в экономику своей дочерней структуры «Мосгорпечать». В нынешних экономических условиях существование данного предприятия на самофинансировании невозможно. Это наши налоги из бюджета города. Да, желающие выйти на конкурс индивидуальные предприниматели, оптовики и компании-скупщики будут. Но объекты формата «киоск печати» для них будут нерентабельны, также как и большинство работающих сейчас киосков. Никто из предпринимателей дотировать нерентабельные объекты не станет. Самое страшное — за то время пока они это поймут, большая часть системы распространения прессы в Москве погибнет. Я говорю не о конкретных предприятиях, а об объектах, в которые будут вложены бюджетные деньги. Все прецеденты по торгам в Москве на объекты прессы — негативные. Начиная от Гормоста и заканчивая метрополитеном. Каким же тогда может быть прогноз по этому конкурсу-аукциону у здравомыслящего человека?
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU