Новые правила продаж прессы в Москве негативно скажутся на москвичах и издателях — Вадим Зайцев, Агентство «Роспечать»

Освещая события, происходящие в настоящий момент в системе распространения прессы Москвы, PlanetaSMI.RU подготовила интервью с Юлией Казаковой, первым заместителем руководителя Департамента СМИ и рекламы, в котором она рассказала о грядущих изменениях на рынке. В продолжение темы редакция обратилась с вопросами и к его участникам. Сегодня на вопросы PlanetaSMI.RU отвечает Вадим Зайцев, генеральный директор Агентства «Роспечать».

— Вадим Аркадьевич, в Москве утвержден новый порядок проведения торгов на право торговли в НТО со специализацией «печать». Какова ваша оценка новых правил игры? Устраивают ли они вас?

— Новые правила игры говорят о том, что на рынок могут прийти индивидуальные предприниматели или новые юридические лица, ранее не занимавшиеся распространением прессы, но при этом получившие возможность победить на торгах: так как значимость стоимостного критерия составляет 60%, отсутствие опыта работы на рынке распространения дает им право в них участвовать.

Устраивают ли нас эти новые правила? Нет, не устраивают! Условия, отраженные в порядке (торгов на право торговли в объектах печати — прим. ред.) никак не связаны с экономикой бизнеса. Разработчики порядка при формировании ставок аренды взяли их «с потолка», не анализируя натуральные показатели доходности отрасли. В конечном итоге это фактически приведет к сокращению киосков по продажам прессы в связи с перепрофилированием киосковой сети в точки по торговле продуктами питания (учитывая российскую специфику государственного/муниципального контроля), повышению цен на прессу, снижению тиражей. Данное обстоятельство губительно скажется на всех участниках отрасли: и издателей, и распространителей. Государство лишиться источника информационной коммуникации с населением.

— Проходящий в Москве процесс реформирования рынка вызывает большие беспокойства у всех его участников: собираются совещания, пишутся письма… Неужели действительно все так плачевно?

— Как я отметил выше, игроки, которые работали ранее, могут лишиться мест, на которых обеспечивали распространение прессы более десяти лет. Опытные участники рынка также оценивают размер стоимости за право ведения торговой деятельности как неприемлемый в связи низкой рентабельностью бизнеса. Юлия Георгиевна (Казакова, первый заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы г. Москвы — прим. ред.), в своем интервью правильно отметила, что торговый сбор был отменен для киосков печати, так как распространение прессы носит социальный характер, а низкая доходность не дает возможность осуществлять подобные платежи. Однако город подобным порядком вводит достаточно высокий уровень цен за право ведения торговой деятельности. 

— По новым правилам конкурс на право торговли теперь будет проводить подведомственное Департаменту СМИ и рекламы Казенное предприятие «Мосгорпечать». Участники рынка говорят, что таким образом создается монополия, хотя в самом департаменте указывают, что казенное предприятие не будет заниматься коммерческой деятельностью… Почему же тогда рынок остается при своем мнении?

— Может быть казенное предприятие и не будет заниматься торговой деятельностью, но на сегодняшний день нет утвержденной схемы дислокации киосков, так же и не прописан принцип, по которому будут составляться лоты. Участники рынка не видят полной картины и условий возможного ведения бизнеса. 

— Одним из значимых результатов реформирования рынка станет ликвидация «ручников» — их заменят пресс-стенды. Как это отразится на рынке?

— Это приведет к удорожанию бизнеса со всеми вытекающими последствиями для москвичей.

— Еще один вопрос — о стоимости аренды в новых киосках. По словам Юлии Казаковой, «в силу социальной значимости для объектов печати введен максимально понижающий коэффициент 0,3 от стартовой цены лота». Вас устраивает предложение по ставкам? Будет ли при них работа по распространению прессы экономически обоснованна?

— Доходность по предлагаемым ставкам уводит бизнес в отрицательный уровень рентабельности, большей частью точки станут убыточными. Как следствие — возврат в 90-е годы: уход участников рынка в «серую зону» («серые» зарплаты, «серые» расчеты, а главное — рост коррупции). А также — рост цен, что в итоге негативно скажется на москвичах и издателях, так как приведет к снижению тиражей. Это уже не проблема отрасли, а системная проблема страны.

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU