Торговая вертикаль власти в Москве побеждает информационно-идеологическую вертикаль — Александр Оськин, АРПП

Продолжая обсуждение грядущего кардинального изменения системы киосковых продаж периодической печатной продукции в Москве, PlanetaSMI.RU обратилась за комментарием к Александру Оськину, председателю правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП).

Напомним, что в ближайшее время, согласно приказу Департамента СМИ и рекламы г.Москвы от 18.08.2015 №02-55-321/15, система киосковых продаж периодической печатной продукции в городе будет реформирована. Все торговые объекты «Печать» будут переданы созданному недавно Казенному предприятию «Мосгорпечать». Последнее будет выступать в качестве организатора конкурсов на право торговли в точках продаж прессы.

— Александр Владимирович, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Москве с учетом реформирования системы распространения прессы? Многие игроки рынка высказывают негативное мнение относительно новых условий работы, считая, что изменения в системе киосковых продаж предрекают кризис и передел рынка…

— Прежде всего, хотелось бы заметить, что я разделяю тревогу распространителей перед невнятным и опасным будущим рынка прессы в столице. Однако при этом хотелось бы отметить, что в данной ситуации лично я не вижу никакой вины или ответственности за сложившуюся ситуацию Департамента СМИ и рекламы города Москвы. На протяжении последних года-двух, департамент и вице-мэр Александр Горбенко проделали колоссальную работу по сохранению рынка распространения прессы. И на фоне того, как рушился бизнес цветочников, мороженщиков, шаурмистов и другой мелкой розницы, пресса стояла незыблемо.

Более того, именно эта «московская вертикаль», отвечающая за идеологию и информационную безопасность нашей столицы, относилась к печатной отрасли с большой ответственностью и профессионализмом, и сделала многое, к примеру, чтобы не допустить введения торгового сбора с объектов прессы. За все это им, безусловно, большое спасибо. Мы искренне благодарны коллегам в руководстве города по печатной отрасли, которые понимают нас, понимают отрасль и делают все возможное для ее сохранения.

— Но кто же тогда несет ответственность за столь кардинальное, негативное реформирование системы распространения?

— Со всей определенностью могу сказать, что сегодняшние события и опасности, которые грозят нашей отрасли, возникли не по вине Департамента СМИ. Все процессы на рынке, которые мы наблюдаем сегодня, — это диктатура «торговой вертикали власти» города. Департамент СМИ просто «подмяли». И другие департаменты, которые продиктовали свои условия по реформированию рынка прессы в городе, они, что называется, «скрутили» Департамент СМИ и заставили его работать по чужим правилам, как говорится, играть по чужим нотам. Подтверждением этого является заявление генерального директора «Мосгорпечати» Екатерины Капустиной,опубликованное вчера на вашем портале PlanetaSMI.RU, что они почти год работали с другими департаментами в целях снизить планку финансовой нагрузки, штрафных санкций и т.д. для распространителей прессы в новой системе договорных отношений. Последний год на неоднократных отраслевых совещаниях, которые проводил вице-мэр Александр Горбенко, а также руководитель Департамента СМИ Иван Шубин, звучали совершенно другие тексты, другие планы и даже другие обещания в части сохранения и поддержки системы распространения прессы. И вдруг все рухнуло. И думаю, что случилось это под давлением экономического блока.

— Считаете ли вы эффективной новую форму конкурса, согласно которой его организатором будет выступать Казенное предприятие «Мосгорпечать»?

— Эти новые, совершенно безобразные условия проведения конкурса, которые были навязаны Департаменту СМИ, создают возможность для участия в нем всевозможных «фаворитов» и непонятных структур, которые, я вам это гарантирую, появятся на рынке прессы, как черт из табакерки. Напомню, что стоимость аренды 1 кв. метра киоска прессы в ЦАО будет составлять 1950 руб. в месяц. А это более чем в 40 раз превышает рекомендованную Минкомсвязью в приказе №197 арендную плату. А условия конкурса предполагают возможность предложить участникам большую цену договора и за счет этого выиграть весь конкурс. Это положение даже хуже, чем аукцион, т.к. проводится в скрытой, негласной форме, буквально в конвертах. Понятно, что весь этот порядок был продиктован торгово-экономическим блоком, и не имеет ничего общего с интересами медиаотрасли. Беспомощность Департамента СМИ подтверждает тот факт, что руководитель департамента не имеет ранга Министра в Правительстве Москвы, а 10 руководителей других департаментов такой ранг имеют. И вот это невысокое положение Департамента СМИ является очень характерной и, к несчастью, определяющей. Это надо признать.

— Сегодня многие распространители недовольны новыми условиями и считают принятое Правительством Москвы реформирование настоящим переделом рынка. Кто, на ваш взгляд, виноват в сложившейся, тяжелой для системы распространения, ситуации?

— Могу сказать, что все наши протесты направлены поверх головы руководителя Департамента СМИ и даже поверх вице-мэра Александра Горбенко. Наша критика адресована тем лицам в Правительстве Москвы, которые отвечают за московскую торговую вертикаль власти, за уничтожение мелкой розницы, за создание такой ситуации, когда у простого потребителя нет возможности купить возле дома хлеб, цветы или мороженое. Все отдано на откуп и делается в интересах крупного ритейла, в интересах больших супермаркетов.

Я считаю, что проводимая сегодня торговая политика, на самом деле является антинародной и антигосударственной. Антинародной, потому что простому народу стало жить трудно. Все эти фальсифицированные опросы общественного мнения, которые приводятся, и выдаются затем как правдивые, на самом деле искажены. Мы знаем, что в прошлом году проводились исследования ВЦИОМ, где было сказано: 43% москвичей, считают, что в городе недостаточно киосков прессы. И между тем распространителям навязывают точку зрения, что москвичи не нуждаются в значительном количестве киосков прессы. А это уже фальсификация реальности. Согласно рекомендациям Минсвязиколичество киосков прессы в столице должно быть в четыре раза больше, и это в полной мере отвечало бы задачам по обеспечению информационной безопасности города.

— Как вы считаете, какие последствия для города будут иметь подобные действия со стороны чиновников в Правительстве Москвы?

— В современных условиях, когда идет информационная атака на нашу страну из-за рубежа, подрыв информационной безопасности в столице — это глубоко ошибочный шаг, который обязательно будет иметь невероятно тяжелые последствия. Проводимая сегодня торговая политика противоречит государственной, той политике, которую ведет Президент РФ Владимир Путин. Глава государства не только считает необходимым помочь медиаотрасли, но также давал по этому поводу неоднократные поручения, которые выполняются во многих регионах России. Везде, кроме Москвы. Москва по общему рейтингу регионов РФ по количеству киосков на душу населения в 2014 году находилась на 59 месте. Думаю, что после планируемой реформы будет на последнем. А то, что сегодня предлагается в части функционирования объектов прессы на базе Казенного предприятия, это, я считаю, не просто «деприватизация» и уничтожение малого и среднего бизнеса, это большой удар по информационной работе в столице.

Дело в том, что люди, которые принимают подобные решения, являются непрофессионалами в нашей отрасли, они некомпетентны, и в информационном отношении, в части идеологической ситуации, являются абсолютно недееспособными. Торговля не должна руководить идеологией и информацией. Я считаю, что торгово-экономическая вертикаль власти несет основную ответственность за разрушение медиаотрасли столицы. Напомню, что в 2016 году будут проходить выборы в Государственную Думу, а удар по прессе накануне выборов — это непростительно.

— С учетом всех происходящих реформирований на столичном рынке, какой вы видите систему продаж прессы в ближайшем будущем?

— Сейчас посыплются киоски прессы. Они не смогут работать в условиях, которые навязаны и по арендной плате, и по оплате за электроэнергию. Следом логично сократятся тиражи газет. Москва останется без прежнего изобилия печатных СМИ, без нужного количества газет и журналов. По оценкам экспертов, полученных нами в АРПП, киоски прессы в Москве не смогут работать, они будут нерентабельны, а их количество сократится на две трети.

Более того, количество продаваемых изданий сократится в половину, если не больше. И в этой ситуации вся политика, которую торговые деятели проводят в Москве, на самом деле является антигосударственной, и разрушает идеологию и информационную безопасность Москвы. Те люди, которые способствуют разрушению рынка прессы, должны за это ответить. Я предполагаю, что когда отрасль станет постепенно рассыпаться, что будет иметь серьезные последствия для столицы, на это обратит внимание и Кремль, и прокуратура, и Общественная палата города Москвы, и Общероссийский Народный Фронт. Во всяком случае, наша ассоциация не оставит без внимания подобные действия торговой вертикали власти в столице. АРПП планирует тесное взаимодействие со всеми выше перечисленными структурами.

Екатерина Савицкая

Источник: PlanetaSMI.RU