Распространители бьют тревогу – они на грани потери своего бизнеса, в который многие из них вкладывают силы и инвестиции уже на протяжении более четверти века. Однако важно понимать, что проблемы ждут не только распространителей. Нововведения ударят, прежде всего, по издателям и жителям столицы, а именно, по объемам продаж газет и журналов.
150-170 миллионов экземпляров печатных СМИ не будет продано в столице за следующий год! Именно к такому результату приведет, по мнению экспертов отрасли, исполнение приказов Департамента СМИ и рекламы города Москвы по созданию казенного предприятия «Мосгорпечать».
Издатели лишатся 30-35% розничных продаж своих московских тиражей, или 10% от реализуемых сейчас объемов по всей России. Самое неприятное в этих цифрах то, что они не «взяты с потолка», а являются итогом несложных экономических расчетов. Чтобы это доказать, необходимо, в первую очередь, разобраться в прямых последствиях нового «Порядка».
Высокая значимость стоимостного критерия при определении победителя конкурсов на торговые места со специализацией «Пресса», невероятно завышенная ежемесячная арендная плата за киоски, большие суммы за обеспечение заявки для каждого лота, вкупе с отсутствием значительных денежных средств у добросовестных распространителей, приведет к отрицательной рентабельности данного бизнеса.
В частности, новый «Порядок» регламентирует, что за 1 кв.м. земли под киоск в пределах бульварного кольца прессы растространители должны будут заплатить городу 1950 рублей в месяц, при том, что Приказ Минкомсвязи России N 197 от 31.07.2013 рекомендует ставку в 30 рублей, а до сноса киосков в ЦАО она и вовсе находилась на уровне 22 рублей. Все это очень быстро приведет к тому, что значительная часть киосков прессы закроется, а в остальных сразу же вырастут цены на периодику.
На сегодняшний день в Москве только 15% киосков прессы стоят на маршрутах высокого трафика и, вероятно, даже не в самых благоприятных условиях будут приносить прибыль. Следовательно, рост цен на газеты и журналы, а также приход на рынок недобросовестных игроков, ориентированных на смену специализации полученных в аренду НТО, непременно приведут к сокращению киосковой сети, по нашим оценкам, примерно на 80%.
Но именно через киоски продается около половины (46%) всех тиражей печатных СМИ столичного рынка. Поэтому при самых оптимистичных прогнозах, учитывающих, что хотя бы часть прежних клиентов киосков пойдет за прессой в другие торговые точки, около 30% своих тиражей издатели все равно лишаться.
Наибольшие сложности возникнут у газет. Они на 80% распространяются через киосковые сети – сети FMCG работают с ними неохотно и, порой, некачественно, да и аудитория ежедневных изданий всегда предпочитала формат наиболее быстрого обслуживания. Около 30 миллионов экземпляров – на столько упадут годовые продажи газет в Москве.
Предотвратить подобные катастрофические потери смогут только грамотные совместные действия издателей, распространителей и местных властей. Необходимо как можно быстрее выработать лекарство от грозящей рынку эпидемии – пока тиражи печатных СМИ не рухнули окончательно, подгребая под собой всю отрасль.
Экспертная группа АРПП