За рубежом хотят слышать мнение России о том, что происходит в мире, и знать о событиях в самой России как стране, во многом определяющей мировую повестку, говорили участники форума, организованного изданием Russia Beyond The Headlines (RBTH) - международным проектом "Российской газеты". Принявшие участие в московской встрече издатели из разных стран отмечали особую важность миссии RBTH - предоставить читателям зарубежных государств информацию о России и о ее подходах к решению мировых проблем, которую они не получают из своих СМИ. Задачи проекта особенно актуальны в условиях сегодняшних отношений между Западом и РФ, когда, по словам посетившей форум директора департамента информации и печати МИДа Марии Захаровой, позиция России целенаправленно замалчивается Западом.
На ежегодный форум - встречу партнеров RBTH для обсуждения перспектив сотрудничества приехали представители изданий из более чем двух десятков стран: издатели, редакторы, менеджеры. В результате совместной работы с зарубежными партнерами статьи RBTH выходят в приложениях к таким мировым печатным брендам, как "Нью-Йорк Таймс", "Вашингтон Пост", "Фигаро", "Суар", "Паис"...
Приложения RBTH публикуются более чем в трех десятках изданий по всему миру: в Европе, Азии, Америке... При этом число стран, в которых выходят материалы RBTH, растет. Не так давно список пополнился еще несколькими государствами.
Наша точка зрения
"Проект RBTH уникален. Ведь он представляет российскую точку зрения. Поэтому мы и сотрудничаем с RBTH... Мы видим, что нашим читателям нравится знакомиться с другой точкой зрения", - заявил представитель бельгийской "Суар" Филипп Беркенбаум. Эту точку зрения разделяют все участники форума. По их мнению, RBTH удается интересно рассказывать о России, которую в мире плохо знают, - обычно о ней вспоминают только в связи с какими-то политическими событиями. Проект "РГ" дает жителям других стран возможность шире посмотреть на нашу страну, узнать многое о жизни россиян, разрушая при этом укоренившиеся стереотипы. "Стереотипы, которые у американцев есть о России, очень сильны. Требуется много напряженной работы для того, чтобы с этим справиться", - считает Амер Якуб, старший вице-президент американского издания "Форин полиси".
Растущая аудитория
RBTH принципиально отличается от других российских проектов, нацеленных на зарубежную аудиторию. Издания RBTH знакомят читателей с событиями только в России, но описывает их подробно и всесторонне, стремится расширить подаваемую информацию, дополняет ее комментариями и дает пищу для размышления.
28 миллионов человек насчитывает аудитория международных проектов "РГ"
RBTH рассказывает о России на 18 языках. Общая аудитория проекта начитывает почти 28 млн человек, из которых более 25,5 млн - это читатели печатных выпусков. Еще 2,5 млн - посетители сайтов RBTH и страничек проекта в социальных сетях. Причем число посетителей сайтов и соцсетей быстро растет и, как показывают исследования, только за последнее время увеличилось на треть. Аудитория печатных приложений также выросла, но скромнее - на 3%. В целом, несмотря на разговоры о том, что печатные издания уходят в прошлое, по итогам 2014 года их тиражи в мире выросли, и газеты сейчас читает практически каждый второй житель планеты.
Как показывают опросы, проведенные зарубежными партнерами, более чем две трети читателей изданий, в которых выходят вкладки RBTH, читают российские приложения и высоко оценивают наши публикации, заявляя, что издание меняет к лучшему их представление о России. Приехавшие на форум издатели отмечали, что RBTH интересен не только читателям зарубежных стран, но и самим партнерам, которые идут на сотрудничество, руководствуясь отнюдь не коммерческими соображениями, ведь "Российская газета" не выкупает у зарубежных изданий рекламные площади, а лишь компенсирует партнерам расходы на печать приложений.
Аудитория изданий, в которых выходят материалы RBTH, - это взыскательная, хорошо образованная и достаточно состоятельная публика. "Кто является нашими читателями в Вашингтоне? Это правительственные чиновники, сотрудники университетов, эксперты, работники посольств из стран по всему миру. Через нашу газету вы обращаетесь к послам, влиятельным бизнесменам, представителям IT-индустрии - вы обращаетесь к людям очень высокого уровня", - подчеркивает Дайана Бэкланд из "Вашингтон пост". В то же время аудитория различных изданий в различных странах, конечно же, отличается, и она различна даже внутри одной страны, поэтому публикации проекта "РГ" готовятся с учетом этой специфики.
Россия вызывает интерес
По словам партнеров издания, Россия вызывает большое любопытство за рубежом. При этом читателей далеко не всегда интересуют только геополитические проблемы, к которым имеет отношение Россия, - наиболее частый контекст, в котором упоминается Россия в прессе на Западе. Гости из США говорили, что американские читатели хотели бы знать больше об образе жизни россиян, культуре, культурных отличиях. В то же время французов, помимо тем, связанных с культурой, как подчеркнул представитель "Фигаро", интересует туризм, все больший интерес вызывают новости, связанные с экономикой. По словам китайских журналистов, жителей Поднебесной волнуют российско-китайские отношения и то, как Китай воспринимают в России. При этом китайцев так же, как и остальных, интересует российская культура, о которой на форуме, по крайней мере, в той части, которая касается Москвы, рассказывал глава столичного департамента культуры Александр Кибовский.
Помимо интереса к России читатели за рубежом хотят больше знать об ином подходе к происходящим событиям. У всех сегодня на слуху проблема беженцев, штурмующих европейские границы. "Западная Европа быстро меняется, и я абсолютно уверена, что будет большая потребность в качественной информации, поданной с другой позиции. Россия может предоставить эту иную точку зрения на происходящее, так как, с одной стороны, исторически РФ и Европу многое объединяет, а с другой - у России своеобразная история", - полагает Ульрике Райнер, консультант RBTH из Австрии.
Кризис как дополнительная мотивация
Заинтересованность в российском подходе к событиям и новостях о России не стали меньшими на фоне возникших в последнее время проблем в отношениях между Москвой и западными столицами, говорили участники форума. Хотя, как отметила во время начала двухдневной встречи представитель МИД России Мария Захарова, кризис в наших отношениях привел к противостоянию в информационной сфере, которое стало продолжением политики "никаких хороших новостей о России", принятой на Западе. Теперь же Россию стали обвинять еще и в ведении "информационной войны". В то же время Россия просто хочет, чтобы ее мнение было услышано, не навязывая каких-то установок и представлений. Как говорили участники встречи, как раз такой подход положен в основу редакционной политики международного проекта "РГ".
По мнению некоторых из собравшихся, кризис в отношениях России и Запада делает задачи, которые перед собой ставит RBTH, еще более актуальными и даже открывает новые возможности. "Эта ситуация делает программу RBTH еще более востребованной, так как очевидно, что взгляды всего мира сейчас устремлены на Россию. Если есть возможность для России рассказать о себе, то сейчас это особенно важно делать", - уверен Грегори Серрес из "Фигаро". По мнению Сэма Кумара из "Вашингтон пост", политические противоречия создают необходимую интригу, "ощущение драмы, только вызывающее дополнительный интерес читателя, который хочет узнать, что же происходит на самом деле". В данном случае - в том, что касается России.
В то же время очевидно, что в условиях ухудшившихся отношений между странами возрастает не только роль прессы, но и ответственность, которая на ней лежит. Журналисты не должны способствовать созданию искаженной картины мира, которая разъединяет людей и затрудняет их жизнь, отметил на форуме генеральный директор ФГБУ "Редакция "Российской газеты" Павел Негоица.
Впрочем, как сказал представитель "Фигаро", "RBTH - это один из способов, который помогает сохранять отношения между Францией и Россией". Вместо Франции в эту фразу можно подставить и другие страны - те, в которых выходят материалы международного проекта "Российской газеты".
Эксперты о Russia Direct
Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", председатель президиума Совета по внешней и оборонной политики (СВОП):
- Russia Direct - очень успешная, полезная, но, к сожалению, одна из редких попыток России работать с экспертным сообществом и широким кругом политологов на международном уровне. Ресурс представляет не только российский взгляд на международные дела, но также пытается выделить основные темы и сферы интереса России и делает это так, чтобы стимулировать дискуссию. Такой подход ничего общего не имеет с самопродвижением или пропагандой. И чем больше у нас источников информации и мнений, тем лучше.
Стивен Коэн, историк, политолог, профессор кафедры российских исследований Принстонского университета (США):
- Как качественное англоязычное издание из России Russia Direct помогает [экспертам] в США, так как почти вся российская информация и комментарии воспринимаются здесь как черная пропаганда. То, что Russia Direct попадает в руки американских читателей, в определенной степени уже является плюсом, ведь сегодня США нуждается в рациональных аргументах.
Сергей Маркедонов, историк, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ):
- Russia Direct выполняет очень важную работу, потому что в последние годы наметился дефицит серьезного диалога: фактически мы видим два монолога. Есть позиция, где демонизируется подход России, и позиция, где Запад рассматривается как злой демагог. Мне кажется, что Russia Direct помогает преодолеть этот дефицит. Если вдруг таких изданий не станет, всем будет хуже, а не лучше. В публикациях сайта Russia Direct, как правило, представляются разные точки зрения. И если вы читаете текст, посвященный сирийской проблеме или проблемам Чечни и Украины, вы можете увидеть в этом материале разные позиции.
Комментарии
Константин Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам:
- В нашей стране не так много успешных медиапроектов на зарубежную аудиторию - не примитивно-пропагандисткого толка, но современных, привлекательных для читателей. RBTH не приукрашивает российские реалии, объективно транслирует ту действительность, которая для нас естественна, но с которой окружающий мир, к сожалению, знаком гораздо хуже. От очень многих иностранных собеседников я часто слышу одно и то же: мы хотим знать больше о России, о ваших интересах и намерениях. Этой информации в их СМИ попросту нет, и запрос на нее огромный.
Пак Ро Бек, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в РФ:
- Корейцы благодаря этому изданию стали больше интересоваться тем, что происходит в России. В Республике Корея есть много новостных источников: китайские, американские, японские. Россия по сравнению с ними представлена недостаточно. Именно поэтому RBTH играет ключевую роль в представлении России в Корее и шаг за шагом укрепляет присутствие новостей из России.
Ральф Якш, представитель издательской группы Handelsblatt (Германия):
- Я бы назвал наше сотрудничество великолепным. Интерес к России в Германии огромен, но нужно иметь в виду значительную разницу между тем, что рассказывают о вашей стране наши СМИ, и тем, что огромное число немцев по-настоящему думают о России. Приложение RBTH в Handelsblatt особенно востребовано потому, что это качественная журналистика, представляющая взгляд из России. И читатели нам доверяют. Представляете, они звонят к нам в редакцию и спрашивают, когда выйдет следующая вкладка. То есть немецкая аудитория уже не считает RBTH и Handelsblatt отдельными редакциями.
Грегуар Серр, международный директор Le Figaro (Франция):
- Для Le Figaro работа с командой RBTH - это великолепная возможность сотрудничать с новым для нашего медиарынка источником контента, отражающего российские подходы. Причем контента качественного. Le Figaro и RBTH находятся на одном уровне, и секции о России стали неотъемлемой частью нашего издания. Раз в год мы проводим маркетинговое исследование - опрашиваем аудиторию, как она оценивает проект RBTH. И с каждым разом в течение пяти лет эти оценки все выше.
Мэтью Уоткинс, директор по продажам печатных продуктов The Telegraph (Великобритания):
- Наше сотрудничество началось в 2007 году. С тех пор мы прошли большой путь и достигли существенного прогресса. Разумеется, на этом пути возникали некоторые трудности, но мы смогли найти правильный подход, который позволяет нам совместными усилиями выпускать качественный медиапродукт на британском рынке. Британцы традиционно пристально следят за политикой Москвы и русской культурой. Но ведь этим российская действительность не исчерпывается, и заголовки о России могу быть гораздо более пестрыми.
Сара Суидлер, Президент и генеральный управляющий Общества по сохранению Форта Росс (США):
- Думаю, что RBTH выполняет очень полезную работу по уменьшению антироссийских настроений на Западе. Публикации RBTH посвящены прежде всего культурным и общим для нас гуманитарным темам. Надеюсь, издание сможет продолжить свою работу и даже расширить охват аудитории - оно должно стать обязательным чтением для каждого американца.
Алексей Тимофейчев, Екатерина Забродина, Анна Федякина
Источник: Российская газета
Оригинальный заголовок: Из России - без ненависти
Похожие новости: Маргарита Симоньян: единственный способ завоевать аудиторию — рассказывать истории, которых у мейнстримовых медиа нет