В ходе активного диалога с представителями медийной общественности властные структуры пошли на некоторые уступки, согласившись с доводами распространителей о необходимости придания особого статуса объектам печати в силу их социальной и информационной функций, что было закреплено Постановлением Правительства Москвы №343-ПП от 09.06.2015. Администрация столицы также отменила торговый сбор для дистрибуторов прессы и заменила аукционы конкурсами на право заключения договоров на осуществление торговой деятельности по торговле газетами и журналами.
Однако, как показала практика, указанные шаги были лишь крайне недостаточными уступками распространителям. На самом деле власти столицы реализуют политику, которая, по сути, нацелена на разрушение сформированной энтузиастами в 90-е годы прошлого столетия в целом достаточно эффективной системы продаж периодической печатной продукции на базе рыночных отношений и частного предпринимательства. Основания для такого вывода дают следующие факты.
В течение всего 2015 года чиновники префектур при попустительстве департаментов города сначала без объяснения причин отказывались продлевать договоры с распространителями, а затем начали выдавать массовые предписания о ликвидации объектов по торговле книгами и журналами с мест их дислокации. Только за прошлый и текущий годы в результате этой политики в городе на 20% сократилась численность киосков прессы, хотя согласно отчёту ВЦИОМ, 43% опрошенных в августе-сентябре 2014 года москвичей уже тогда заявили о недостаточном количестве киосков и павильонов прессы в городе. Сегодня действующих в городе киосков прессы насчитывается около 2 тысяч, или один киоск на 6 тысяч москвичей. Данный показатель в 4 раза меньше рекомендованного приказом Минкомсвязи от 31.07.2013 г. № 197. Не выполняется и московский норматив, согласно которому на 1000 жителей должно приходиться 10 кв.м. торговой площади объекта, реализующего периодику.
Очередным ударом, направленным на окончательное устранение с рынка малого бизнеса, стали принятые в августе текущего года приказы Департамента СМИ и рекламы города Москвы и созданного этим департаментом казенного предприятия «Мосгорпечать», в которых утверждается «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте со специализацией «Печать».
Данные распорядительные документы существенно ограничивают права и серьёзно ущемляют экономические интересы столичных распространителей газетно-журнальной продукции. Эти приказы, фактически, полностью лишают дистрибуторов их собственного бизнеса, узаконивают курс на деприватизацию московского рынка прессы, обеспечивая неоспоримые преференции делающему первые шаги на этом поприще монополисту в лице предприятия «Мосгорпечать».
В кругах медийной общественности справедливо указывают на то, что муниципальные чиновники без каких-либо правовых оснований вознамерились возложить на распространителей весьма обременительные обязанности, требующие дополнительных материальных и финансовых затрат. В результате распространители, которые отныне не являются владельцами киосков, должны будут:
- ежемесячно выплачивать за аренду киосков сумму, размер которой в 40 раз превышает ставку, рекомендованную приказам Минкомсвязи от 31.07.2013 г. № 197 для городов с населением более одного миллиона человек;
- участвовать в конкурсе на право торговать по тому же адресу, по которому они давно торгуют, что противоречит закреплённому в подготовленной Минпромторгом РФ «Стратегии развития торговой деятельности в РФ на 2015-2016 гг. и на период до 2020 г.» принципу, требующему обеспечить продление ранее установленных с предпринимателем договорных отношений без проведения конкурентных процедур;
- ежегодно страховать на полную сумму принадлежащее «Мосгорпечати» имущество (по экспертной оценке примерная цена страховки 60 000 руб.);
- оплачивать вывоз твёрдых бытовых отходов;
- в нарушение действующего законодательства производить за свой счёт подключение объектов «Мосгорпечати» к электросетям и заключать договоры на электроснабжение;
- осуществлять за свой счёт ремонт объектов «Мосгорпечати»;
- производить ежегодную индексацию арендной платы, несмотря на то, что при заключении договоров на осуществление торговой деятельности с распространителей взимается обеспечительный взнос в размере 5% за 5 лет.
Правление НП «АРПП» считает, что подобная стратегия властей столицы противоречит задачам, поставленным в поручениях Президента РФ В.В. Путина органам власти по поддержке медиаотрасли, повышению доступности печатной продукции для населения. В результате новых условий функционирования киосков, резко ухудшится их экономика, что повлечёт за собой значительное повышение цен на прессу, падение объёмов продаж газет и журналов на 30-40%, закрытие части киосков.
Правление НП «АРПП» заявляет о необходимости приостановить введение в действие упомянутых приказов Департамента СМИ и рекламы города Москвы и подведомственного ему казённого предприятия «Мосгорпечать», в кратчайшие сроки доработать их с учётом перечисленных выше замечаний в целях создания благоприятных административно-экономических условий для удовлетворения запросов москвичей в беспрепятственном получении достоверной информации, поддержки малого и среднего предпринимательства, сохранения системы розничного распространения периодической печатной продукции, придания дополнительного импульса развитию здоровой конкуренции на столичном рынке прессы.
Правление НП «АРПП»
14.09.2015 г.