Концепция развития системы распространения прессы в отдаленных регионах Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока

В настоящей Концепции изложены предложения по поддержке и развитию системы распространения периодической печатной продукции в малонаселённых регионах Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые, занимая значительную по протяженности территорию, имеют низкий уровень доступности современных информационных услуг для россиян. 

В отличие от регионов России с высокой плотностью населения, где созданы развитая информационная инфраструктура и современные магистральные каналы связи, федеральные и региональные ведомства и компании проводят активную политику по внедрению цифровых информационных систем, на большей части остальной территории страны доступ к печатным источникам информации существенно ограничен. 

Помимо объективных причин, связанных с большими расстояниями и малой заселённостью отдалённых территорий, реальные возможности населения приобретать прессу во многом зависят, как показывает практика, от материальных, правовых, организационных условий, в которых приходится трудиться предприятиям, распространяющим газеты и журналы в розницу и по подписке. 

Введение в 2009 году новых правил применения ЕНВД усилило налоговую нагрузку на  розничных продавцов прессы средних по численности персонала компаний, работающих, в том числе, и в отдалённых населённых пунктах Восточной Сибири,  Крайнего Севера и Дальнего Востока. Лишившись льгот, предоставляемых предпринимателям при расчётах налогов на принципах ЕНВД, они вынуждены выплачивать НДС, налоги на имущество и на прибыль, от чего ранее были освобождены. Кроме того с 14% до 26% увеличились отчисления с фонда оплаты труда. 

Законодательный запрет на продажу в киосках прессы табачных изделий, ограничения местными администрациями ассортимента разрешённых к реализации в киосках сопутствующих товаров,  постоянно растущие тарифы на энергоносители, железнодорожные перевозки, арендные платежи отрицательно сказываются на рентабельности бизнеса. Низкие доходы не позволяют распространителям в полном объёме инвестировать в  развитие предприятий, внедрять новые технологии и программные продукты, совершенствовать логистические схемы  и т.п.

Вследствие неконструктивной политики властей, практически повсеместно происходит сокращение парка специализированных объектов, торгующих газетно-журнальной продукцией, что ограничивает возможности россиян приобретать периодику в розницу. За последние 10 лет количество киосков формата «Печать» на всей территории Российской Федерации уменьшилось примерно на 30%, а в указанных районах их порядка 2000, что значительно ниже заявленного Минкомсвязи стандарта.

В значительной степени в результате указанных факторов законодательного, экономического, административного характера россияне сталкиваются с трудностями при покупке прессы в розничных сетях, что приводит к падению продаваемых тиражей и, тем самым, к ограничению возможностей на получение информации. 

Компенсировать эти потери с помощью института подписки не удаётся. До настоящего времени Россия остаётся единственной страной в мире, где стоимость подписного издания выше, чем его цена в рознице, а налоги на подписку почти в два раза выше, чем налоги в розничном распространении. Вместо исправления этого дисбаланса в последнее время приняты решения, серьёзно ухудшающие ситуацию на рынке подписки, которая для отдаленных регионов Восточной Сибири,  Крайнего Севера и Дальнего Востока продолжает оставаться, фактически, единственным способом приобретения печатной прессы. После отмены в 2014 году государственных субсидий ФГУП «Почта России», позволявших сдерживать рост тарифов на приём и доставку подписки, подписные цены возросли, вынудив тем самым значительную часть граждан, в том числе, проживающих и в провинции,  отказаться от подписки.   

Восполнить недостаток информации из-за проблем реализации в розницу и по подписке изданий на печатных носителях, в настоящий период без дополнительных усилий не представляется реальным. Следует учитывать, что на обширной территории отдалённых регионов России доступ к радио и телевидению возможен лишь по спутниковым каналам связи, а выхода в интернет не имеют, по оценкам социологов, свыше 60% населения страны. 

В целях ликвидации разрыва информационного пространств, обеспечения информационного единства страны, необходима помощь государства. Определённая программа действий уже осуществляется в области поддержки региональных и местных СМИ. Следующим шагом в этом направлении должен стать комплекс мер по поддержке и развитию системы распространения печатных изданий в отдалённых, малонаселённых регионах Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

В качестве такой программы настоящая Концепция предлагает реализовать следующие меры.

Меры по поддержке рынка распространения печатной прессы в целом: 

Изменение налогового законодательства для введения следующих  налоговых льгот:

•Ввести льготный НДС в размере 5% для участников рынка распространения прессы (включая ФГУП «Почта России») ставку налога на добавленную стоимость  (реализация тиража, реклама, маркетинговые услуги, экспедирование, услуги по доставке); 

•Уменьшить с 1800 руб. до 1000 руб. в месяц базовую доходность на 1 м2 для предприятий рынка распространения прессы - плательщиков единого налога на вмененный доход; 

•Освободить предприятия рынка распространения прессы на 5 лет от уплаты налога на имущество (издатели, подписные агентства, киосковые сети и другие розничные распространители, реализующие в розницу печатные СМИ); 

•Применить для предприятий рынка распространения прессы (включая ФГУП «Почта России»), пониженные тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – 20%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 3,1%. 

Изменения в действующее федеральное законодательство: 

•Внести поправки в Налоговый кодекс РФ (Глава 26.3), позволяющие отнести рынок распространения прессы по подписке, в розницу и иные виды распространения к отдельным видам деятельности, в отношении которых может применяться единый налог на вмененный доход (ЕНВД), установив особые критерии в отношении организаций-распространителей прессы (количество штата, размер стационарного торгового объекта и т.д.). 

•Необходимо также включить в Главу 26.2 Налогового кодекса понятие «специального объекта - предприятия рынка распространения прессы» (включающего, в том числе, «распространителей периодических печатных изданий по договору подписки»), в отношении которого допускаются специальные критерии применения  упрощенной системы налогообложения (УСН);  

•Внести поправки в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.)) и Налоговый Кодекс РФ, снимающие ограничения для предприятий рынка распространения прессы по количеству работающих сотрудников, выручке от реализации товаров (работ, услуг), балансовой стоимости активов и процентному соотношению долевого участия акционеров, с целью отнесения их к категории средних предприятий;  

•Внести изменения в законодательные акты, связанные с планированием бюджета на 2016 и 2017-2018 годы, позволяющие «специальным объектам- предприятиям рынка распространения прессы» («распространителям периодических печатных изданий по договору подписки») заключать договоры о предоставлении услуг по подписке на печатные газеты и журналы на условии 100%-ой предоплаты подписных тиражей с бюджетными учреждениями  или иными организациями, находящимися в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального бюджета, а также иными прямыми получателями средств федерального бюджета, имеющими право на получение бюджетных ассигнований.

Меры по поддержке розничного распространения прессы:

•Установить за счёт государственного бюджета льготные тарифы для доставки розничных тиражей газетно-журнальной продукции в отдаленные регионы Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; 

•Разрешить размещение рекламоносителей на торговых объектах сетей розничного распространения прессы;

•Предоставить автомобилям, доставляющим периодические печатные издания и иную печатную продукцию, право бесплатного проезда по платным дорогам на территории Российской Федерации и бесплатной стоянки в любых отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока;

•Предоставить право беспрепятственного проезда автомобилей для доставки периодических печатных изданий и иной печатной продукции к розничным торговым точкам.  В случае нахождения последних в пешеходной зоне или в зоне ограниченного доступа, необходимо предоставить возможность беспрепятственного проезда к ним в оговоренный период времени;

•Включить розничные предприятия рынка распространения прессы в категорию юридических лиц, для которых плата за аренду земли или за размещение нестационарных торговых объектов (НТО) исчисляется с применением пониженного корректирующего коэффициента 0,75;

•Установить для предприятий рынка распространения прессы льготные тарифы на потребляемую электроэнергию и подключение торговых объектов к электросетям в размере 50 % от действующих в регионе. 

Меры по поддержке подписки на газеты и журналы:

•Восстановить практику государственного субсидирования тарифов ФГУП «Почта России», связанных с доставкой газетно-журнальной продукции в отдаленные регионы Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока (в перспективе – и для других регионов страны). 

Предлагается внедрение перечисленных выше мер поддержки системы распространения печатной прессы в отдалённых регионах Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока в порядке эксперимента сроком на 5 лет. После истечения 5-ти летнего срока положительный опыт, полученный при реализации указанных мер может быть рекомендован для применения во всех регионах Российской Федерации. При этом, необходимые для поддержки распространителей прессы изменения в законодательстве предлагается внедрять сразу на территории всей страны.