Законопроект обязывает интернет-магазины, предоставляющие свою площадку сторонним продавцам для реализации их продукции (то есть выступающие в роли агрегаторов), публиковать на сайте полную информацию о товаре: об изготовителе, сроке службы и т.д. За нарушение этих требований ресурс-агрегатор может быть заблокирован.
В письме вице-премьеру Ольге Голодец (текст есть у «Известий») бизнес-омбудсмен просит ее поручить Роспотребнадзору переработать написанный законопроект. В пресс-службе уполномоченного по правам предпринимателей отправку письма подтвердили.
«На агрегатора товаров (услуг) возлагается обязанность предоставлять потребителям товаров и/или услуг ту информацию, которой такие лица не обладают и не могут обладать. Так, например, для предоставления полной информации об экземпляре товара, который будет продан магазином покупателю, необходимо обладать данным товаром, так как в силу действующего законодательства часть таких условий может быть изложена на самом товаре либо в инструкции к нему», — пишет Титов.
Внимание Титова на данную проблему обратил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Письмо Ольге Голодец они составляли совместно, сообщили Мариничев и представители аппарата Титова.
Как рассказал «Известиям» Мариничев, в текущем виде законопроект уничтожит информационных посредников как класс.
— Свои интернет-агрегаторы товаров и услуг есть у крупнейших российских интернет-компаний — «Яндекса», Mail.Ru Group, Rambler & Co. Исходя из текста законопроекта, они должны будут нести ответственность за то, чем не владеют. И если будет выявлено нарушение, их могут заблокировать, — объясняет интернет-омбудсмен. — Странный подход. Почему они начинают бороться с информационными посредниками, перекладывая на них вину за нарушения?
По словам директора по взаимодействию с органами госвласти Rambler & Co Матвея Алексеева, в российском праве до сих пор нет определения интернет-компании, поэтому говорить что-либо про агрегаторов товаров в сети интернет — рано.
— Мы не видим срочности в регулировании вопроса. Всё решит саморегулирование отрасли — когда крупнейшие игроки рынка собираются и решают вопросы, — заявил Алексеев. — Если у законодателей есть вопросы к рынку электронной коммерции, мы открыты для диалога. Но сейчас нет необходимости трогать этот сегмент.
В пресс-службе компании «Яндекс» считают, что на агрегаторов могут возложить обязательства, надлежащее исполнение которых зависит исключительно от продавцов и производителей товаров.
— На их стороне формируется информация, и только они могут нести ответственность за ее полноту и достоверность, — отметили в пресс-службе.
При этом, по словам Мариничева, действие закона распространяется только на российские компании, а значит, многим из них будет проще поменять свою юрисдикцию, чем выполнять требование закона.
— Иностранный интернет-агрегатор, например Alibaba, ставится в заведомо лучшие условия, чем отечественные магазины, — добавил Мариничев.
По данным аналитической компании ComScore, в июне самым популярным ритейл-сайтом в России был китайский интернет-магазин Alibaba.com — 17,8 млн посетителей с ПК, у «Яндекс. Маркета» — 8,8 млн, Ozon — 7,4 млн, eBay — 5,1 млн, «М.видео» — 4,2 млн.
В середине августа экспертный совет при правительстве подготовил негативный отзыв о текущей версии законопроекта.
«Эксперты согласились с актуальностью задач, изложенных в пояснительной записке к законопроекту, однако отметили необходимость намного более детальной проработки предлагаемых изменений с учетом успешных отечественных практик, анализа международного опыта и опыта отдельных стран», — указано в заключении.
По информации нескольких источников «Известий», в Роспотребнадзор было направлено заключение экспертного совета при правительстве с сопроводительными письмами от министра Открытого правительства Михаила Абызова. Роспотребнадзор хотел провести согласительное совещание, но уже в третий раз отменяет его проведение. Эту информацию подтвердили Мариничев и помощник министра Абызова. Комментария от Роспотребнадзора не поступало.
В подготовке законопроекта Роспотребнадзора принимала участие Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов согласился, что данный законопроект влияет только на российские компании.
— Не думаю, что данный законопроект заставит компании работать из иностранной юрисдикции, — тем не менее считает Соколов.
По его словам, далеко не все интернет-магазины предоставляют всю необходимую информацию о себе, а онлайн-агрегаторы, находясь вне правового поля, со своей стороны не контролируют выставляемую на витринах продукцию.
— В результате у недобросовестных интернет-магазинов появляется гарантированный канал сбыта нелегальной продукции, — считает он.
Артем Соколов отметил, что юристы по-разному трактуют определение агрегатора, предложенное Роспотребнадзором.
— Возможно, формулировка требует уточнения. Чтобы было понятно, что агрегатор — это в первую очередь тот, кто берет деньги с потребителя и размещает информацию о товарах, которыми не обладает, — отмечает Соколов.
Владимир Зыков
Источник: Известия
Оригинальный заголовок: Бизнес-омбудсмен вступился за интернет-магазины
Похожие новости: «Вконтакте» запустит сервис интернет-торговли