Из-за сокращения числа киосков в следующем году не будет продано 150–170 миллионов экземпляров печатных СМИ

18 августа 2015 года приказом № 02-55-321/15 Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы утверждён «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах со специализацией «Печать». Распространители бьют тревогу – они на грани потери своего бизнеса, в который многие из них вкладывают силы и инвестиции уже на протяжении более четверти века. Однако важно понимать, что проблемы ждут не только распространителей.

Нововведения ударят, прежде всего, по издателям и жителям столицы, а именно, по объёмам продаж газет и журналов. 150–170 миллионов экземпляров печатных СМИ не будет продано в столице за следующий год! Именно к такому результату приведёт, по мнению экспертов отрасли, исполнение приказов Департамента СМИ и рекламы города Москвы по созданию казённого предприятия «Мосгорпечать».

Издатели лишатся 30–35% розничных продаж своих московских тиражей, или 10% от реализуемых сейчас объёмов по всей России. Самое неприятное в этих цифрах то, что они не «взяты с потолка», а являются итогом несложных экономических расчётов. Чтобы это доказать, необходимо, в первую очередь, разобраться в прямых последствиях нового «Порядка».

Высокая значимость стоимостного критерия при определении победителя конкурсов на торговые места со специализацией «Пресса», невероятно завышенная ежемесячная арендная плата за киоски, большие суммы за обеспечение заявки для каждого лота, вкупе с отсутствием значительных денежных средств у добросовестных распространителей, приведёт к отрицательной рентабельности данного бизнеса.

В частности, новый «Порядок» регламентирует, что за  1 кв.м. земли под киоск в пределах бульварного кольца прессы растространители должны будут заплатить городу 1950 рублей в месяц, при том, что Приказ Минкомсвязи России N 197 от 31.07.2013 рекомендует ставку  в 30 рублей, а до сноса киосков в ЦАО она и вовсе находилась на уровне 22 рублей. Всё это очень быстро приведёт к тому, что значительная часть киосков прессы закроется,  а в остальных сразу же вырастут цены на периодику.

На сегодняшний день в Москве только 15% киосков прессы стоят на маршрутах высокого трафика и, вероятно, даже не в самых благоприятных условиях будут приносить прибыль. Следовательно, рост цен на газеты и журналы,  а также приход на рынок недобросовестных игроков, ориентированных на смену специализации полученных в аренду НТО, непременно приведут к сокращению киосковой сети, по нашим оценкам, примерно на 80%.

Но именно через киоски продаётся около половины (46%) всех тиражей печатных СМИ столичного рынка. Поэтому при самых оптимистичных прогнозах, учитывающих, что хотя бы часть прежних клиентов киосков пойдёт за прессой в другие торговые точки, около 30% своих тиражей издатели всё равно лишаться.

Наибольшие сложности возникнут у газет. Они на 80% распространяются через киосковые сети – сети FMCG работают с ними неохотно и, порой, некачественно, да и аудитория ежедневных изданий всегда предпочитала формат наиболее быстрого обслуживания. Около 30 миллионов экземпляров – на столько упадут годовые продажи газет в Москве.

Предотвратить подобные катастрофические потери смогут только грамотные совместные действия издателей, распространителей и местных властей. Необходимо как можно быстрее выработать лекарство от грозящей рынку эпидемии – пока тиражи печатных СМИ не рухнули окончательно, подгребая под собой всю отрасль.

Владислав СУЗДАЛЬЦЕВ

Источник: Литературная Россия

Оригинальный заголовок: Кто уничтожает газетные киоски и прессу 

Похожие новости: Москва отказалась идти по пути, предложенному Президентом Путиным