Теме того, почему правительство не выполняет задания главы государства, а также ключевым проблемам в отрасли была посвящена пресс-конференция, организованная Ассоциацией распространителей печатной продукции.
"С 2013 по 2015 год, - говорится в открытом письме Владимиру Путину, - вы как минимум четырежды адресовали властным структурам поручения, требующие осуществления мер по поддержке розничных и подписных секторов отрасли печатных СМИ, книготорговых организаций, повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения. Выполнено, и то лишь частично, одно поручение - о выработке предложений по предоставлению дополнительных дотаций, направленных на компенсацию издержек, понесенных региональными и муниципальными печатными СМИ, осуществляющими выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов".
Участники пресс-конференции привели цифры, отражающие реальное "развитие" медиаотрасли России. Сегодня количество книготорговых точек (1,5 тыс.) меньше, чем в царской России (5 тыс. по данным на 1898 г.); с 2008 по 2014 год число киосков прессы сократилось с 42 до 28 тысяч; из-за выросшей с начала этого года в среднем на 20% стоимости офсетной и газетной бумаги, а также из-за резкого повышения цен на бумажный носитель в 2014 году многие издатели вынуждены были уйти с рынка, а прекращение государственных дотаций "Почте России" на доставку печатной продукции в регионы привело к тому, что подписка на газеты и журналы упала на 30-70%.
Эксперты отметили, что в столице так называемое реформирование системы распространения печатной продукции пошло по самому драматичному сценарию, который только возможен. Достаточно вспомнить принятый 18 августа 2015 г. приказ Департамента СМИ и рекламы города Москвы №02-55-312/15с, смысл которого заключается в следующем: деприватизировать все печатные ларьки в городе и заломить за их аренду от 1500 до 2000 руб. за квадратный метр при том, что сейчас аренда ларьков печати обходится дистрибьюторам в 22-25 руб. за "квадрат". Немыслимо дорогая аренда автоматически увеличит стоимость печатных СМИ, которые рядовому читателю станут просто не по карману.
В целом сложившуюся в отрасли ситуацию все участники пресс-конференции назвали "сложной, шоковой и катастрофичной". В кризис, когда людям порой не хватает денег даже на продукты питания, им уже не до "духовной пищи", постепенно превращающейся в VIP-товар. Причина того, что газеты и журналы становятся элитными продуктами, кроется в бездействии чиновников правительства и власти на местах. Несмотря на поручение Владимира Путина "поддержать СМИ в сложной экономической ситуации", они фактически бросили участников медиарынка на произвол судьбы, лишний раз доказав свою неспособность решать поставленные перед ними задачи.
- Если чиновники не в состоянии справиться с поручениями президента, - заявил на пресс-конференции первый замруководителя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов, - медиасообщество само должно попытаться спасти себя. Создав рабочую группу из профессионалов и получив соответствующие полномочия, мы сможем выработать "дорожную карту" с конкретными рекомендациями по выходу отрасли из кризиса. Уже в ближайшее время мы постараемся добиться разрешения на продажу в киосках печати таких сопутствующих товаров, как безрецептурные медтовары и сигареты, которые за границей продаются на тех же прилавках, что газеты и журналы.
Елена Хакимова
Источник: Мир новостей
Оригинальный заголовок: Будущее газет под угрозой
Похожие новости: Будущее прессы в США, Великобритании и России