«Газеты должны быть готовы к падению тиражей до 70%», — Анна Грачева, «Логос-Финанс»

Продолжающийся полным ходом в Москве процесс реформирования системы киосковых продаж печатных СМИ по-прежнему вызывает больше вопросов и опасений, нежели благоприятных ожиданий об улучшении состояния издательского рынка. По крайней мере еще ни одного одобрительного комментария со стороны издателей и распространителей прессы официально озвучено не было. Тогда как критических интервью масса. И в каждом из них прогнозы крушения столичного рынка, неминуемого падения тиражей, а то и смерти целого ряда изданий.

При этом Анна Грачева, генеральный директор компании «Логос-Финанс», указывает, что успешных перспектив нет и у создаваемого городом на месте разрушаемого рынка Казенного предприятия «Мосгорпечать»: новая схема работы не позволит ему стать экономически эффективным. А значит, предприятию постоянно будет требоваться внешнее финансирование… Экономические аспекты функционирования создаваемой в городе системы распространения прессы PlanetaSMI.RU и обсудила с Анной Грачевой.

— Анна Константиновна, на ваш взгляд, какие затраты на создание новой системы киоскового распространения прессы, с учетом замены всех киосков, функционирования аппарата «Мосгорпечати» и т.д., понесет город из бюджета?

— По нашим подсчетам, для бюджета Москвы участие в новой программе обойдется не менее чем в 2 млрд. рублей. Окупаемость этих денег, скорее всего, составит порядка 10 лет.

— С точки зрения экономики предпринимателей, которые теперь будут вынуждены брать свои же киоски в аренду, их затраты увеличатся?

— Для арендаторов затраты увеличатся на арендную плату, которая существенно превышает ранее оплачиваемую аренду земли и страховку арендуемого имущества. При новой системе сумма страховки будет зависеть от пожеланий «Мосгорпечати» по страховой сумме.

— Если операторы «не потянут» — что же, киоски в Москве будут закрываться? А ведь их и так сейчас мало… Что вообще в таком случае ждет рынок продаж прессы — ваш прогноз.

— Исходя из существующих параметров рентабельности и динамики рынка прессы, после реализации данной программы в столице останется не более 30% существующих киосков прессы. И это в том случае, если ставки аренды будут находиться на уровне минимально заявленных. Если же они поднимутся хотя бы на 10%, то останется не более 20% от существующих киосков. Причем большая часть из них будет арендоваться разными ИП, которые, как показывает многолетняя практика, не будут соблюдать платежную дисциплину по аренде, что создаст определенные проблемы в работе «Мосгорпечати». Мой прогноз: по большей половине киосков в ближайший год опять будут проводиться торги, так как по части из них не будет заявок вообще, а по части победитель откажется от лота в ближайшие полгода.

При этом, что касается тиражей издателей, то перетекание спроса в другие точки продаж будет минимальным. Около 50% тиражей, сейчас реализуемых в киосковой рознице, уйдет с московского рынка навсегда. Причем основной удар ожидаемо придется на ежедневную прессу, востребованность которой в супермаркетах низкая: вероятно, газеты потеряют в тиражах до 70%. И они уже сегодня должны быть готовы к этому падению.

— Если и киоски будут закрываться, и тиражи упадут, то как при таких показателях сможет работать «Мосгорпечать»?

— Создается впечатление, что получаемой арендной платы не хватит на оплату текущих затрат «Мосгорпечати», поэтому данное предприятие будет ежемесячно «тянуть» деньги из городского бюджета.

В целом же результатом реформы киосковых продаж печатной продукции в Москве однозначно станет уменьшение количества работающих киосков, расходование существенных денег из бюджета впустую, сокращение тиражей реализуемых изданий, которое для ряда газет станет смертельным, уход с рынка части существующих операторов рынка — носителей уникальных технологий киосковых продаж, появление у казенного предприятия мертвой дебиторской задолженности по аренде от контрагентов и его постоянное дофинансирование из бюджета.

— Зачем же тогда такое предприятие вообще создается?

— Создание такого предприятия вписывается в целостную политику городских властей в отношении мелкорозничной торговли. В Москве идет зачистка всей мелкой розницы в пользу крупного ритейла. Политика эта, на мой взгляд, неправильная, идущая отнюдь не в интересах москвичей, и противоречащая утвержденной Минпромторгом «Стратегии развития торговли в РФ на 2014-2016 гг. и период до 2020 г.». Полагаю, что она обречена на фиаско.

Александра Вознесенская

Источник: PlanetaSMI.RU